Волосы с головы будды

Загадка прически великого Будды

Последователи буддизма по всему мира почитают легендарного основателя этого учения, который был реальной исторической личностью. Аристократ Сиддхартха Гаутама, который жил в 7 — 6 веках до нашей эры, достиг просветления, открыл для себя неизменную истину и стал Буддой. Не богом, но главным посредником между человечеством и миром высших сил.

Интересно, что при жизни внешность Будды никто так и не запечатлел — ни на бумаге, ни в каменном изваянии. И лишь спустя столетия по всей планете появились всевозможные статуи, рисунки, картины, изображающие овеянную мифами и сказаниями личность принца Гаутамы. Интересный факт: почему всякий уважающий учение буддист должен сбривать волосы, а сам великий Будда имеет вполне определенную шевелюру? Если его изображают с волосами, то почему они кажутся завитыми и уложенными в прическу?

Что символизируют волосы в буддизме и других учениях

Солнечно-оранжевые одеяния буддистов и гладкая голова — отличительные признаки любого приверженца этого популярного учения. Избавление от волос имеет первостепенное значение: оно символизирует отречение от всех земных грехов и страстей. Кстати, первым учителем, продемонстрировавшим бритье волос, и стал сам Будда. Когда он проповедовал, то сам побрил голову перед своими учениками.

Бритье головы в буддизме

Предания гласят, что именно поэтому узнать визуально Будду не мог ни один человек. Учитель выглядел точно так же, как и его приверженцы: все носили одинаковые одеяния и были лишены волос. Для представителей многих других религиозных учений бритая голова вообще не допустима, поскольку волосы считаются главным инструментом, связывающим человека и мир божеств. Это своеобразные антенны.

Силы природы на страже здоровья великого учителя

Но если Будда собственноручно лишал себя растительности на голове, откуда появились статуи и фигурки просветленного посредника, на которых он имеет вполне определенную прическу из густых завитков? Они собраны наверх в крупный пучок, который зачастую раскрашивают в черный цвет.

Статуя Будды

В древних источниках можно найти объяснение этому факту. Голову Будды венчает вовсе не хвост и пучок, а так локон божественного просветления. Он символизирует верхнюю чакру в ауре человека и свидетельствует о том, что личность является существом высшего порядка. Ну а то, что несведущие люди принимают за волосы, на самом деле, множество улиток, которые покрывают голову Будды. Однажды великий учитель решил предаться медитации, сидя под деревом, на природе. Он глубоко и надолго ушел в себя. Солнце поднялось высоко и стало напекать голову Будды. Несмотря на жару, он не прервал медитации. Тогда сама Земля будто решила помочь просветленному человеку: огромное количество улиток стали сползаться к медитирующему человеку. Они облепили его одежды, добрались до головы и остались охранять кожу Будды от полуденного зноя.

Как возникло первое изображение Будды

Есть еще одна красивая легенда, она рассказывает о том, что один из индийских царей задумал впервые изобразить самого Будду. Он приказал явиться ко дворцу всех известных живописцев. Они пытались написать портрет высшего существа, явившись к нему, но все попытки оказались неудачными. Тогда Будда своей магической силой заставил ожить инструменты художников: они воспарили над полотном и сами нарисовали портрет прославленного учителя. С той же прической и в той позе, которая известна буддистам и сегодня.

Источник

: ?

:
:
?
    • god
    • Swarm
  • On-line
    • ..
    • ,

, : — , …
:
: ! !
.: . » «
» » » : ?

2-10-2019, 11:01 | / | : | : (0) | : (3 097)

— , , , . 563 , .

— — : , , , (, ). , , «» — , . , … ! -, !

— — . — , . , — , .

, , . , — , — ( ). , — , , .

— ! , , … — , — ! ? , , — !

, «» — , «», « », « », 32 « », . , — , … !

, , . , ; , — . — , , .

https://zen.yandex.ru//lu…

:

12

(0) |

:

, . .

»
, , .
« 2021 »
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

» , …»

,

, : , , , , , , , , , , , Brexit, , , , , , , , , , , , , , , , -, , , , , , , , , , ,
  • 70- ,
  • :
  • :
  • :
  • 5-
  • :

Источник

Ушниша — признак Просветления

Если мы посмотрим на тибетские тханки Будды Шакьямуни, на ведические изображения божеств, например, Шивы — то обязательно обратим внимание на ушнишу, — своеобразную выпуклость на макушке головы, покрытую волосами. Ушниша является обязательным иконографическим признаком Будд.

В Тибете и Таиланде ушниша изображается наподобие наконечника от копья, расположенного на макушке, что, предположительно, является модификацией изображения драгоценного камня, прикрепленного к верхушке ушниши. Этот драгоценный камень известен буддистам всего мира как «чинтамани», или камень, исполняющий все желания. К этой же парадигме относятся и изображения языка пламени, на макушке. Все это разнообразные варианты изображения ушнишы.

В литературных источниках мы можем также найти множество упоминаний. В «Ушниша Виджая Дхарани Сутре» читаем: «Внезапно ушниша Татхагаты испустила многочисленные лучи света, осветившие миры всех десяти направлений; затем свет вернулся, трижды описал вокруг Будды круги и исчез у него во рту. — Царь Небес, есть дхарани известное как «Ушниша Виджая»». То есть эта дхарани была передана не только словесно, но и с помощью света. Такие примеры есть и в других сутрах. В «Сутре об основных обетах бодхисаттвы Кшитигарбхи» также описывается подобный феномен: «Тогда Почитаемый В Мирах испустил из отверстия на ушнише сотни, тысячи, десятки тысяч коти великих лучей. Он сказал великому собранию, божествам, драконам и прочим существам, принадлежащим к восьми видам сверхъестественных существ, а также людям и нелюдям: «Слушайте, как ныне я, находясь во дворце на небе Траястримша, восхваляю деяния бодхисаттвы Кшитигарбхи». То есть основное содержание сутры также было передано не только словесно, но и посредством разнообразных световых лучей, исходящих из ушнишы.

Научная точка зрения объясняет наличие у Будды пучка волос на макушке тем, что в придворных кругах, где вращался юный Сиддхартха, мужская мода предполагала ношение длинных волос, которые часто укладывали на макушке в подобную прическу. Укладывать волосы в пучок было совершенно необходимо при ношении тюрбана. В старейшей ведической индуистской культуре действительно существовал особый род тюрбана, который наматывался вокруг пучка волос, который именовался ушнишей.

Однако в буддийской культуре это совсем не прическа. Волосы всего лишь закрывают выпуклое образование на черепе, появление которого говорит об обретении высшего всеведения.

Ушниша — это один из «тридцати двух признаков» высшего существа: «Далее, монахи, у великого человека на макушке головы имеется ушниша. То, что у великого человека на макушке головы имеется ушниша, — это, монахи, есть признак великого человека («Тридцать два телесных признака Великого Человека»).

С точки зрения физиологии, ушниша формируется у просветленных существ в том месте черепа, где при рождении находился родничок, то есть шовное соединение, обеспечивающее движение костей черепа в момент прохождения ребенком родовых путей матери. Первоначально оно хрящевое, с возрастом же ткань замещается и превращается в костную. Существует точка зрения, согласно которой именно через родничок, незаросшее костное сочленение, и получает еще не окрепший младенец космическую, божественную энергию. Через него он включен в мировое единство. С возрастом эта связь обрывается, а череп «закрывается» полностью. Однако духовные практики могут менять собственную физиологию, у активно практикующих это соединение снова становится менее плотным, а на уровне высших ступеней развития — череп деформируется, формируя ушнишу.

В проекции на энергетическое тело ушниша соответствует сахасрара-чакре и совпадает с местом выхода основного энергетического канала человека — сушумны, его центрального энергетического столба, и связана с областью изначально чистых пран. Ушниша находится, по сути, за пределами доступных человеческому сознанию измерений, она не имеет размера, пронизывает все пространство и уходит в космос. Человек может взаимодействовать с окружающей реальностью с позиций различных чакр. Взаимодействуя «из ушнишы» он уже сливается с пространством, превращается в единое с ним целое.

Ушниша — это своеобразный «орган», позволяющий общаться с окружающими на тонком плане, так, согласно писаниям, некоторые учения Будда передавал не с помощью слов, а посредством света, исходящего из ушниши.

Источник

Почему буддийские монахи и монахини бреют головы — 2021

Вот вопрос, который возникает время от времени — почему буддийские монахини и монахи бреют свои головы? Мы можем предположить, что, возможно, бритье головы уменьшает тщеславие и является проверкой монашеского обязательства. Это также практично, особенно в жаркую погоду.

Историческая справка: Волосы и духовный поиск

Историки говорят нам, что блуждающие нищие в поисках просветления были обычным явлением в первом тысячелетии до нашей эры в Индии. Исторический отчет также говорит нам, что у этих нищих были проблемы с волосами.

Например, некоторые из этих духовных искателей намеренно оставляли свои волосы и бороды неопрятными и немытыми, принимая клятвы, чтобы избежать надлежащего ухода, пока они не достигли просветления. Есть также сообщения о том, что нищие вырывали свои волосы за корни.

Правила, установленные Буддой для его рукоположенных последователей, записаны в тексте, который называется Виная-питака. В пали Виная-питаке, в разделе, называемом кхандхакой, правила гласят, что волосы следует брить как минимум каждые два месяца или когда волосы растут до длины, равной двум пальцам. Может быть, что Будда просто хотел помешать странным прическам того времени.

Кхандхака также предусматривал, что монахи должны использовать бритву для удаления волос, а не стричь волосы ножницами, если только у него или ее нет раны на голове. Монашеский не может выщипывать или красить седые волосы. Волосы нельзя расчесывать или расчесывать — это хорошая причина, чтобы сделать их короткими — или обрабатывать их любым маслом. Если как-то странно торчат какие-то волосы, все же можно сгладить их рукой. Эти правила, как правило, препятствуют тщеславию.

Бритье головы сегодня

Большинство буддийских монахинь и монахов сегодня следуют правилам Виная о волосах.

Практика несколько варьируется от одной школы к другой, но монашеские церемонии рукоположения во всех школах буддизма включают бритье головы. Обычно перед церемонией голову бреют в основном, оставляя лишь немного верха, чтобы убрать служителя церемонии.

Предпочтительной формой бритья остается бритва. Некоторые приказы решили, что электрические бритвы больше похожи на ножницы, чем на бритву, и поэтому запрещены Виная.

Волосы Будды

Ранние Священные Писания говорят нам, что Будда жил так же, как и его ученики. Он был в таких же одеждах и просил еды, как и все остальные. Так почему же исторический Будда не изображен лысым, как монах? (Толстый, лысый, счастливый Будда — это другой Будда.)

Самые ранние Священные Писания не говорят нам конкретно, как Будда носил свои волосы, хотя истории об отречении Будды говорят нам, что он подстриг свои длинные волосы, когда начал свои поиски просветления.

Однако есть одна подсказка, что Будда не брил свою голову после своего просветления. Ученик Упали первоначально работал парикмахером, когда Будда пришел к нему для стрижки.

Первые изображения Будды в человеческом облике были сделаны художниками Гандхары, буддийского королевства, которое находилось в нынешнем Пакистане и Афганистане примерно 2000 лет назад. Художники Гандхары находились под влиянием греческого и римского искусства, а также персидского и индийского искусства, и многие из самых ранних будд, созданных в начале первого тысячелетия нашей эры, были созданы в безошибочно греческом / римском стиле.

Эти художники подарили Будде вьющиеся волосы, сложенные в пучок волос. Зачем? Возможно, это была популярная мужская прическа того времени.

На протяжении веков вьющиеся волосы становились стилизованным узором, который иногда больше походил на шлем, чем на волосы, а верхний узел становился бугорком. Но изображение исторического Будды с бритой головой остается редкостью.

Источник

Телесные характеристики Будды

Телесные характеристики Будды — особые характеристики тел будд, бодхисаттв, главных богов (Брахмы, Индры) и четырёх небесных царей.

Духовный учитель Будда изображается в Буддийском искусстве примерно с I тыс. н. э. в скульптурах и барельефах[1]. Образ Будды формировался по материалам древних источников[2], в частности, «32 великих признаков тела Будды» описаны в Палийском Каноне. Эти признаки послужили основой для формирования образа Будды. 32 основных великих признаков дополняются 80-ю второстепенными малыми признаками (пали:Anubyanjana).

В Махаяна-буддизме, включающем в себя традиционный эзотерический буддизм, 32 основных признака и 80 второстепенных присутствуют в среднем из трёх тел Будды (Самбхогакая), постижимым в глубокой медитации и отсутствуют в одном из трёх тел Тулку (проявление в обыденном мире)[3].

История[править | править код]

Буддисты древней Индии в течение долгого времени отрицательно относились к возможности изображения Будды. Первоначально присутствие на барельефах со сценами из жизни Будды обозначалось символически — каменным алтарём или скамейкой, отпечатками ног, ступами, лошадью без всадника, колесом закона, деревом, обозначающие какое-либо событие в его жизни. Первые скульптурные изображения Будды в облике человека появились в начале I тыс. н. э. в Гандхаре или Матхуре. Эти изображения продолжали сочетаться с прежними символами. С этого времени Будда стал изображается только в виде человека, отмеченного печатью высшего предназначения.

Первые статуи и бюсты Будды были сделаны в Гандхаре (ныне Кандагар) — области современного Афганистана. Cуществует много статуй и бюстов, где Будда и другие бодхисаттвы изображены с усами.

32 великих признака[править | править код]

Сидящий Будда, Гандхара, I-II в. н. э. Токийский Национальный Музей

В седьмой главе «Сутры о мудрости и глупости» упоминаются телесные признаки Будды: «Победоносный, зная чистоту и уважительность помыслов царской дочери, явился к ней в дом и воочию явил ей один из своих телесных признаков — хохолок на макушке, отливающий лазурью».

Тридцать два великих признака тела Будды называются также тридцатью двумя признаками великого человека. Под Великим человеком имеется в виду тот, кто в этой жизни становится Победителем в Истине, Татхагатой или Королём, Поворачивающим Колесо, то есть Чакравартином, возвращающим мир из хаоса беззакония на высшую ступень порядка.

Будда традиционно изображается с тридцатью двумя признаками великого человека (Санскр. mahāpuruṣa lakṣaṇa)[4].

Тридцать два признака описаны в сборнике Сутта-питаки — Дигха-никая, в буддийском тексте Маджджхима Никае.

32 великих признака:[5]

  1. Руки и ноги округлые.
  2. Ноги, подобные «черепахе».
  3. Пальцы рук соединены перепонками.
  4. Руки и ноги мягкие и пухлые, как у молодого.
  5. Семь (главных частей тела) выпуклые.
  6. Пальцы рук длинные.
  7. Пятки ног широкие.
  8. Тело массивное и прямое.
  9. Колени ног не выдающиеся.
  10. Волосы на теле направлены вверх.
  11. Голени (икры), как у чёрной антилопы энея.
  12. Руки длинные и красивые.
  13. Половой орган скрыт.
  14. Кожа золотистого цвета.
  15. Кожа нежная и тонкая.
  16. Каждый волос завит в правую сторону.
  17. Лицо украшено невидимыми волосинками.
  18. Туловище, как у льва.
  19. Запястья спереди округлые.
  20. Плечи широкие.
  21. Превращающий неприятный вкус в приятный.
  22. Пропорциональное тело, как дерево ньягродха (санскр. nyag-rodha — «вниз растущее»).
  23. Ушниша на голове.
  24. Язык длинный и красивый.
  25. Голос подобен голосу Брахмы.
  26. Щёки, как у льва.
  27. Зубы совершенно белые.
  28. Зубы ровные.
  29. Плотно прилегающие зубы.
  30. Имеющий все сорок зубов.
  31. Глаза подобны сапфиру[6].
  32. Ресницы глаз, как у быка.

В Тибете и Таиланде ушниша на голове Будды имеет вид наконечника копья или языка пламени. Это, предположительно, является модификацией изображения драгоценного камня, прикрепленного к верхушке ушниши. Этот камень известен буддистам как «чинтамани» — камень, исполняющий все желания.

Ушниша является особым «орган», позволяющим Будде общаться с окружающими в особой сущности. По писаниям, некоторые учения Будда передавал окружающим не словами, а с помощью света, исходящего из ушниши[7].

В описании тридцати двух признаков великого человека в сутрах первоначального буддизма и поздних сутрах буддизма Махаяны («Лаккхана сутта», «Амбаттха сутта», «Сутра о тридцати двух признаках», «Сутра о бесконечном», «Сутра неисчислимых смыслов», «Саддхарма-пундарика-сутра») есть некоторые различия.

80 вторичных признаков[править | править код]

80 вторичных признаков Будды описываются в дошедших до нас Агамах китайского буддийского канона[8]. По данным Гуан Синя (Guang Xing)[9], 80 вторичных признаков связаны с 32 основными признаками, а в целом, они дают более подробное описание Будды в реальном теле. В Сарвастивада ставится вопрос о соотношении главных и второстепенных знаков, и дается разъяснение, что второстепенные признаки также очень важны и не должны смешиваться с основными, подобно тому, как «цветы в лесу придают деревьям своеобразие». 80 второстепенных признаков стали значимыми, поскольку вошли в направления буддизма, включая Махаяна и буддийские традиции. В Палийской литературе 80 вторичных признаков можно найти в жизнеописаниях Будды, высших личностей пратьекабудд, монахов и монахинь — Ападана (Apadāna) и в буддийском тексте Вопросы Милинды (Milindapañha)[10].

Восемьдесят вторичных признаков:

  1. Ногти цвета меди.
  2. Цвет ногтей масляный.
  3. Ногти выпуклые.
  4. Пальцы округлые.
  5. Пальцы широкие.
  6. Пальцы симметричные.
  7. Вены тела незаметные.
  8. Вены без узлов.
  9. Лодыжки скрытые.
  10. Ноги ровные.
  11. Идущий походкой льва.
  12. Идущий походкой гуся.
  13. Идущий походкой слона.
  14. Идущий походкой вожака стада — быка.
  15. Поворачивающий только вправо.
  16. Идущий красивой походкой.
  17. Идущий прямо (не качаясь).
  18. Тело круглое.
  19. Тело очищенное.
  20. Тело пропорциональное.
  21. Тело чистое.
  22. Тело нежное.
  23. Тело исключительно святое.
  24. Тело, полностью достигшее признаков Будды.
  25. Осанка прекраснейшая.
  26. Идущий ровным шагом.
  27. С чистыми глазами.
  28. Тело, как у молодого.
  29. Тело, не знающее печали.
  30. Тело грузное.
  31. Тело плотного сложения.
  32. Члены тела чётко выделены.
  33. Голос при наставлении чистый.
  34. С округлённой поясницей (полная талия).
  35. С боками ровными.
  36. С боками не искривлёнными.
  37. Живот подтянутый.
  38. С глубоким пупком.
  39. Фигура чуть повёрнута направо.
  40. Приятное поведение.
  41. Все поступки благородные.
  42. Не имеющий тёмных родимых пятен.
  43. Руки нежные, как хлопчатник.
  44. Линии рук ясные.
  45. Линии рук глубокие.
  46. Линии рук длинные.
  47. Лицо не очень продолговатое.
  48. Губы красные, как персик.
  49. Язык мягкий (эластичный).
  50. Язык тонкий.
  51. Язык красный.
  52. Голос подобен голосу дракона.
  53. Голос нежный и мягкий.
  54. Зубы круглые.
  55. Зубы острые.
  56. Зубы белые.
  57. Зубы ровные.
  58. Зубы симметричные.
  59. Нос горбатый.
  60. Нос чистый.
  61. Глаза большие.
  62. Густые ресницы.
  63. Глаза, подобные лепесткам лотоса.
  64. Брови длинные и тонкие.
  65. Брови мягкие.
  66. Брови лоснящиеся.
  67. Волосы ресниц ровные.
  68. Руки длинные и широкие.
  69. Уши ровные.
  70. Органы чувств без расстройств.
  71. Лоб красиво поставленный.
  72. Лоб весьма широкий.
  73. Голова широкая.
  74. Волосы на голове чёрные, как камень «бунба».
  75. Волосы густые.
  76. Волосы мягкие.
  77. Волосы не растрёпаны.
  78. Волосы гладкие.
  79. Приятным запахом завоевавший любовь рождённых — людей.
  80. Руки и ноги украшены благородными узорами любви и знаками счастья.

См. также[править | править код]

  • Буддийское искусство
  • Гало (религиозная иконография)
  • История буддизма

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Krishnan, Yuvraj. The Buddha Image: Its Origin and Development. 2009. p. 51
  2. ↑ Shaw, Sarah. Buddhist Meditation: An Anthology of Texts from the Pali Canon. 2006. p. 114
  3. ↑ Sangharakshita. A Survey of Buddhism: Its Doctrines and Methods Through the Ages. 2004. p. 295
  4. ↑ Krishnan, Yuvraj. The Buddha Image: Its Origin and Development. 2009. p. 125
  5. ↑ «Источник мудрецов». Улан-Удэ, 1968 г.
  6. ↑ Epstein, Ronald (2003), Buddhist Text Translation Society’s Buddhism A to Z (illustrated ed.), Burlingame, CA: Buddhist Text Translation Society, p. 200
  7. ↑ Ушниша — признак Просветления
  8. ↑ Guang Xing. The Concept of the Buddha: Its Evolution from Early Buddhism to the Trikaya Theory. 2004. p. 32
  9. ↑ [Guang Xing. The Concept of the Buddha: Its Evolution from Early Buddhism to the Trikaya Theory (Routledge Critical Studies in Buddhism). LOndon and New Iork, 2005. ISBN-13: 978-0415333443]
  10. ↑ . The Concept of the Buddha: Its Evolution from Early Buddhism to the Trikaya Theory. 2004. pp. 32-33

Литература[править | править код]

  • Epstein, Ronald. Buddhist Text Translation Society’s Buddhism A to Z. 2003. p. 200.
  • Guang Xing. The Concept of the Buddha: Its Evolution from Early Buddhism to the Trikaya Theory. 2004. p. 32.
  • Shaw, Sarah. Buddhist Meditation: An Anthology of Texts from the Pali Canon. 2006. p. 114.
  • Guang Xing. The Concept of the Buddha: Its Evolution from Early Buddhism to the Trikaya Theory. 2004. p. 32.

Ссылки[править | править код]

  • Признаки тела великого существа.
  • 32 признака Будды. Пекинский медицинский исследовательский университет «Кундавелл».

Источник

Читайте также:  Прически цветок из своих волос на голове