Волосы на голове иоанна крестителя

Глава Иоанна Крестителя: где находится одна из величайших святынь

https://ria.ru/20200308/1568290902.html

Глава Иоанна Крестителя: где находится одна из величайших святынь

Глава Иоанна Крестителя: где находится одна из величайших святынь — РИА Новости, 08.03.2020

Глава Иоанна Крестителя: где находится одна из величайших святынь

Православные христиане в конце первой недели Великого поста этого года отмечают один из самых необычных праздников — Первое и Второе обретение честной главы… РИА Новости, 08.03.2020

2020-03-08T08:00

2020-03-08T08:00

2020-03-08T08:00

религия и мировоззрение

афон (гора)

аналитика — религия и мировоззрение

иерусалим

грузия

в мире

/html//[@name=’og:title’]/@content

/html//[@name=’og:description’]/@content

https://cdn25.img.ria.ru/images/07e4/03/07/1568292984_0:192:561:508_1920x0_80_0_0_ce1a5132fa5bcbdb74174582d8b0c790.jpg

МОСКВА, 8 мар — РИА Новости. Православные христиане в конце первой недели Великого поста этого года отмечают один из самых необычных праздников — Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Крестителя. История этой реликвии весьма туманна и запутанна, поэтому никто точно не знает, где именно она находится сейчас. О загадке одной из величайших святынь — в материале РИА Новости.Страшная просьбаТут путаница почти с самого начала. Как известно из Евангелия, Иоанна Крестителя приказал убить правитель Галилеи Ирод Антипа. Хотя он же, пожалуй, был единственным властителем, уважавшим великого пророка.Но когда Предтеча стал изобличать его в том, что он вступил в брак с Иродиадой, женой своего брата, разгневанный царь заточил его в темницу. Супруга, как повествует евангелист Марк, «злобясь на него, желала убить его; но не могла», пока не подвернулся удобный момент.На одном из пиров Саломея, дочь Иродиады, «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». И царь ей сказал, что та может просить у него все, что захочет.»Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей», — свидетельствует евангелист Марк.Тело Иоанна, согласно Евангелию, похоронили его ученики. А вот что было с головой — Писание умалчивает. Сохранилось лишь предание, по которому Иродиада спрятала ее в своем дворце. Однако жена домоправителя Ирода по имени Иоанна выкрала голову и, поместив в кувшин, захоронила на Елеонской горе напротив Иерусалима, на территории одного из поместий галилейского царя.Спустя десятки лет эту землю выкупил некий вельможа по имени Иннокентий. Он и обнаружил кувшин с головой Предтечи. Это событие вошло в церковный календарь как Первое обретение главы Иоанна Крестителя.Перед смертью благочестивый вельможа решил закопать голову. На месте захоронения он, как гласит предание, построил церковь. Но со временем она обветшала и разрушилась. И в христианской общине реликвию считали навеки утраченной.Обретение и забвениеОднако случилось чудо. В IV веке, как гласит предание, Иоанн Креститель явился двум монахам, которые совершали паломничество в Иерусалим, и указал место захоронения своей головы. Те положили ее в мешок, но по дороге домой встретили горшечника из сирийского города Емесса (современный Хомс). Тому тоже явился во сне пророк и указал «забрать у нерадивых монахов» реликвию. Он так и сделал. Спустя годы, после череды различных перипетий, святыню утратили вновь.В 452 году произошло Второе обретение главы Иоанна Предтечи. Монах Маркелл раскопал ее в Емессе. А вот что было потом — большая загадка.Церковное предание гласит, что святыню торжественно перенесли в Константинополь, где она и хранилась многие столетия. Однако еще в XVII веке французские историки отмечали, что средневековой Европе ничего не было известно об этом событии. Напротив, считалось, что голова осталась в Емессе, где ради нее воздвигли величественную церковь.Вот только примерно с VIII века след святыни теряется. Где она могла оказаться? На этот счет существует три версии.»Разделили на части»В начале VIII века к власти в Византии пришли иконоборцы. Они принялись уничтожать не только иконы, но и реликвии, считая их «пережитком язычества». Печальная участь угрожала и главе Иоанна Предтечи, однако верующим удалось ее вовремя спасти. В самый последний момент они перенесли святыню из Емесса в город Команы.Правда, в то время было два города с таким названием. Один находился в Каппадокии, а другой — в Абхазии. Большинство ученых склоняются к тому, что речь идет все же о Причерноморье, ведь Команы Колхидские — так называли этот город — на протяжении почти тысячелетия служили пристанищем для гонимых властью христиан. Там, например, находился в ссылке знаменитый учитель Церкви Иоанн Златоуст.В 843 году, когда режим иконоборцев свергли, реликвию доставили в Константинополь. Это событие отмечается в Церкви как Третье обретение главы Иоанна Предтечи.»Затем глава была поделена на несколько частей (согласно различным версиям, на две или на семь частей, вероятно, во время правления императора Константина IX Мономаха), которые хранились в храмах Константинополя», — отмечают авторы «Православной энциклопедии».А в 1204 году крестоносцы увезли части святыни в Западную Европу. Одна из них оказалась во французском Амьене. Другая — в соборе Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме. То, что завоеватели не успели захватить, эвакуировали в Великую Лавру на Афоне. Впоследствии части главы Предтечи распространились по всей Европе. Одну из них правитель Валахии Неагул Башараба в XVI веке подарил афонскому монастырю Дионисиат.»В эпоху Средневековья происходил постоянный обмен реликвиями. Ведь тогда они играли не только духовную, но и большую политическую роль», — отмечает в беседе с журналистами британский искусствовед Энтони Истмонд.Кавказский следПо другой версии, святыню спрятали от иконоборцев в Команах Каппадокийских. Оттуда привезли в Иберию (Грузию), где она хранилась вплоть до XIII века, пока ею не завладел брат правителя земли Арцах (ныне — Нагорный Карабах) по имени Джалал Дола.Согласно хроникам, он вручил реликвию своему брату, однако через некоторое время потребовал обратно. Но тот отказался.»Тогда Джалал Дола силою отнял ее у брата и привез в края Гандзак, в гавар Арцаха, в родовую усыпальницу свою. И поместил он ее там и над ней построил удивительную и восхитительную церковь католике во славу Бога Христа и Крестителя его святого Иоанна. А день освящения церкви назвал ее именем святого Иоанна Гандзасара», — повествует армянский летописец.Святыня исламаВпрочем, согласно еще одному преданию, святыню вывезли из сирийского города Емесса намного раньше VIII века. По каким причинам — неизвестно. Однако глава Иоанна Предтечи оказалась в Дамаске.По византийской традиции ее погребли в храме, который, как отмечали современники, был богато украшен. Что удивительно, стены базилики, возведенной примерно в VI веке, сохранились до сих пор. Теперь это часть четвертой по значимости мечети ислама — Омейядской.»Строители мечети Омейядов (в VIII веке. — Прим. ред.) наткнулись на гробницу, где не было ни единого намека на то, кто в ней похоронен. И решили разрушить ее. Едва нанесли несколько ударов, как из камня пошла кровь», — рассказывает корреспонденту РИА Новости имам мечети Ахмед Букар.Местные христиане сообщили халифу Аль-Валиду, который возводил мечеть, что в могиле покоится глава Иоанна Предтечи. Тогда правитель приказал построить над ней специальный шатер. Ныне свои молитвы перед святыней возносят тысячи мусульман, которые почитают Крестителя как одного из пророков ислама.Однако, как уточняет Букар, достоверно не известно, погребена ли глава целиком, либо это одна из ее частей. Каких-либо серьезных исследований тут не проводилось, как и с реликвиями, хранящимися в Риме, Амьене, на Афоне и в Нагорном Карабахе.А ученые, в свою очередь, подчеркивают, что решить проблему невозможно — слишком мало данных. Поэтому местоположение главы Иоанна Предтечи — вопрос прежде всего веры, а не науки.

Читайте также:  Как лечить кожу головы после ожога краской для волос

https://ria.ru/20200121/1563650831.html

афон (гора)

иерусалим

грузия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs//copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn24.img.ria.ru/images/07e4/03/07/1568292984_0:140:561:561_1920x0_80_0_0_932b0faa02ed59928a85ea1e7b3969b9.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

афон (гора), аналитика — религия и мировоззрение, иерусалим, грузия, в мире

МОСКВА, 8 мар — РИА Новости. Православные христиане в конце первой недели Великого поста этого года отмечают один из самых необычных праздников — Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Крестителя. История этой реликвии весьма туманна и запутанна, поэтому никто точно не знает, где именно она находится сейчас. О загадке одной из величайших святынь — в материале РИА Новости.

Страшная просьба

Тут путаница почти с самого начала. Как известно из Евангелия, Иоанна Крестителя приказал убить правитель Галилеи Ирод Антипа. Хотя он же, пожалуй, был единственным властителем, уважавшим великого пророка.

Но когда Предтеча стал изобличать его в том, что он вступил в брак с Иродиадой, женой своего брата, разгневанный царь заточил его в темницу. Супруга, как повествует евангелист Марк, «злобясь на него, желала убить его; но не могла», пока не подвернулся удобный момент.

На одном из пиров Саломея, дочь Иродиады, «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». И царь ей сказал, что та может просить у него все, что захочет.

«Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей», — свидетельствует евангелист Марк.

Тело Иоанна, согласно Евангелию, похоронили его ученики. А вот что было с головой — Писание умалчивает. Сохранилось лишь предание, по которому Иродиада спрятала ее в своем дворце. Однако жена домоправителя Ирода по имени Иоанна выкрала голову и, поместив в кувшин, захоронила на Елеонской горе напротив Иерусалима, на территории одного из поместий галилейского царя.

Спустя десятки лет эту землю выкупил некий вельможа по имени Иннокентий. Он и обнаружил кувшин с головой Предтечи. Это событие вошло в церковный календарь как Первое обретение главы Иоанна Крестителя.

Перед смертью благочестивый вельможа решил закопать голову. На месте захоронения он, как гласит предание, построил церковь. Но со временем она обветшала и разрушилась. И в христианской общине реликвию считали навеки утраченной.

Обретение и забвение

Однако случилось чудо. В IV веке, как гласит предание, Иоанн Креститель явился двум монахам, которые совершали паломничество в Иерусалим, и указал место захоронения своей головы. Те положили ее в мешок, но по дороге домой встретили горшечника из сирийского города Емесса (современный Хомс). Тому тоже явился во сне пророк и указал «забрать у нерадивых монахов» реликвию. Он так и сделал. Спустя годы, после череды различных перипетий, святыню утратили вновь.

В 452 году произошло Второе обретение главы Иоанна Предтечи. Монах Маркелл раскопал ее в Емессе. А вот что было потом — большая загадка.

Церковное предание гласит, что святыню торжественно перенесли в Константинополь, где она и хранилась многие столетия. Однако еще в XVII веке французские историки отмечали, что средневековой Европе ничего не было известно об этом событии. Напротив, считалось, что голова осталась в Емессе, где ради нее воздвигли величественную церковь.

Вот только примерно с VIII века след святыни теряется. Где она могла оказаться? На этот счет существует три версии.

«Разделили на части»

В начале VIII века к власти в Византии пришли иконоборцы. Они принялись уничтожать не только иконы, но и реликвии, считая их «пережитком язычества». Печальная участь угрожала и главе Иоанна Предтечи, однако верующим удалось ее вовремя спасти. В самый последний момент они перенесли святыню из Емесса в город Команы.

Правда, в то время было два города с таким названием. Один находился в Каппадокии, а другой — в Абхазии. Большинство ученых склоняются к тому, что речь идет все же о Причерноморье, ведь Команы Колхидские — так называли этот город — на протяжении почти тысячелетия служили пристанищем для гонимых властью христиан. Там, например, находился в ссылке знаменитый учитель Церкви Иоанн Златоуст.

В 843 году, когда режим иконоборцев свергли, реликвию доставили в Константинополь. Это событие отмечается в Церкви как Третье обретение главы Иоанна Предтечи.

«Затем глава была поделена на несколько частей (согласно различным версиям, на две или на семь частей, вероятно, во время правления императора Константина IX Мономаха), которые хранились в храмах Константинополя», — отмечают авторы «Православной энциклопедии».

А в 1204 году крестоносцы увезли части святыни в Западную Европу. Одна из них оказалась во французском Амьене. Другая — в соборе Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме. То, что завоеватели не успели захватить, эвакуировали в Великую Лавру на Афоне.

Впоследствии части главы Предтечи распространились по всей Европе. Одну из них правитель Валахии Неагул Башараба в XVI веке подарил афонскому монастырю Дионисиат.

Читайте также:  Почему не ростут волосы на голове

«В эпоху Средневековья происходил постоянный обмен реликвиями. Ведь тогда они играли не только духовную, но и большую политическую роль», — отмечает в беседе с журналистами британский искусствовед Энтони Истмонд.

Кавказский след

По другой версии, святыню спрятали от иконоборцев в Команах Каппадокийских. Оттуда привезли в Иберию (Грузию), где она хранилась вплоть до XIII века, пока ею не завладел брат правителя земли Арцах (ныне — Нагорный Карабах) по имени Джалал Дола.

Согласно хроникам, он вручил реликвию своему брату, однако через некоторое время потребовал обратно. Но тот отказался.

«Тогда Джалал Дола силою отнял ее у брата и привез в края Гандзак, в гавар Арцаха, в родовую усыпальницу свою. И поместил он ее там и над ней построил удивительную и восхитительную церковь католике во славу Бога Христа и Крестителя его святого Иоанна. А день освящения церкви назвал ее именем святого Иоанна Гандзасара», — повествует армянский летописец.

Святыня ислама

Впрочем, согласно еще одному преданию, святыню вывезли из сирийского города Емесса намного раньше VIII века. По каким причинам — неизвестно. Однако глава Иоанна Предтечи оказалась в Дамаске.

По византийской традиции ее погребли в храме, который, как отмечали современники, был богато украшен. Что удивительно, стены базилики, возведенной примерно в VI веке, сохранились до сих пор. Теперь это часть четвертой по значимости мечети ислама — Омейядской.

«Строители мечети Омейядов (в VIII веке. — Прим. ред.) наткнулись на гробницу, где не было ни единого намека на то, кто в ней похоронен. И решили разрушить ее. Едва нанесли несколько ударов, как из камня пошла кровь», — рассказывает корреспонденту РИА Новости имам мечети Ахмед Букар.

Местные христиане сообщили халифу Аль-Валиду, который возводил мечеть, что в могиле покоится глава Иоанна Предтечи. Тогда правитель приказал построить над ней специальный шатер. Ныне свои молитвы перед святыней возносят тысячи мусульман, которые почитают Крестителя как одного из пророков ислама.

Однако, как уточняет Букар, достоверно не известно, погребена ли глава целиком, либо это одна из ее частей. Каких-либо серьезных исследований тут не проводилось, как и с реликвиями, хранящимися в Риме, Амьене, на Афоне и в Нагорном Карабахе.

А ученые, в свою очередь, подчеркивают, что решить проблему невозможно — слишком мало данных. Поэтому местоположение главы Иоанна Предтечи — вопрос прежде всего веры, а не науки.

Источник

Неизвестная история главы Крестителя Господня Иоанна

Икона святого Иоанна КрестителяИкона святого Иоанна Крестителя

Священное Предание рассказывает нам о том, что после усекновения главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала около своего дворца. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.

Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос — это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14, 2).

Иерусалим. Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться Честному Кресту и Гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил святой Иоанн обрести свою главу. Нам известно только, что он явился им во сне, и что после обретения главы в указанном им месте, они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмесы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком.

Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал главу святого своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.

Глава святого, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, стороннику арианской ереси. Обращавшиеся к нему больные люди получали исцеление, не зная, что причиной тому было не мнимое благочестие Евстафия, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре хитрость Евстафия была раскрыта, и он был изгнан из Эмесы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.

Эмеса и Константинополь. Второе и третье обретения честной главы

По прошествии многих лет произошло второе обретение главы святого Иоанна. Об этом известно по описанию архимандрита эмесской обители Маркелла, а также из жития преподобной Матроны (день её памяти — 9 ноября), написанного преподобным Симеоном Метафрастом. По описанию первого, глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископ Эмесский Ураний начал ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна. Это событие празднуется 24 февраля вместе с празднованием первого обретения честной главы.

Через некоторое время глава Предтечи Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до иконоборческих времен. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вывезли с собой и главу Иоанна Крестителя, а затем спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда, находясь в ссылке, скончался святитель Иоанн Златоуст (407 год). После VII Вселенского Собора (787 г.), восстановившего православное почитание икон, главу святого Иоанна Крестителя возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение честной главы.

Четвертый крестовый поход и путешествие на Запад

На истории о третьем обретении обычно завершают повествование о главе святого Иоанна. Это связано с тем, что её дальнейшая история связана с католическим Западом. Если мы обратимся к житиям святых, изложенным по руководству Четьих-миней святителя Димитрия Ростовского, то в конце описания обретений главы святого Предтечи найдем сноску, набранную мелким шрифтом, а потому часто пропускаемую читателями. Но для нас, совершенно неожиданно несколько лет назад обретших во Франции главу Крестителя, эта сноска по возвращении на родину явилась настоящим открытием. Об очередном «обретении» главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже.

Читайте также:  Приснилась голова без волос

Итак, в сноске мы можем прочитать, что после 850 года часть главы святого Иоанна оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть — в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, сноска указывает три других местонахождения частиц главы: афонский монастырь Дионисия, угровлахийскую обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена.

Передняя часть главы святого Иоанна Предтечи в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы г. Амьена. Фото: «Православная Франция» / https://la-france-orthodoxe.net/ru/galer/jeanПередняя часть главы святого Иоанна Предтечи в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы г. Амьена. Фото: «Православная Франция» / https://la-france-orthodoxe.net/ru/galer/jean

История появления главы святого Иоанна во Франции мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства.

13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи — Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.

Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала.

На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей святого Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого.

Кафедральный собор Пресвятой Богородицы г. Амьена (Notre Dame d’Amiens). Фотография: S.P.A.D.E.M. – Editions d’art YvonКафедральный собор Пресвятой Богородицы г. Амьена (Notre Dame d’Amiens). Фотография: S.P.A.D.E.M. — Editions d’art Yvon

Валлон де Сартон решил доставить главу святого Предтечи в Пикардию, на север Франции.

17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно встретил святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам». С этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.

В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная святыня города: лицевая часть главы святого Иоанна.

Предтеченская церковь Латеранского дворца в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano). Фото: Александр СтародубцевПредтеченская церковь Латеранского дворца в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano). Фото: Александр Стародубцев

Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын — Филипп III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для украшения мощей.

В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей святого Иоанна.

Спасение главы во времена революционных бесчинств

После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей.

Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а мощи святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну. А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена в 1816 году и с тех пор там и находится.

В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.

Глава святого Иоанна в наши дни

Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно святого Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков.

Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый — в Амьене, второй — в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами. По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:

  • Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение.
  • С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает «кости средних веков».
  • Лицевая часть, называемая головой Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом — более древним, чем «кости средних веков». С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 500 г. до Р.Х. и 1000 г. по Р.Х.
  • Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25-40 годами).
  • Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица — европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому «средиземноморским» (тип, к которому принадлежат современные бедуины).

На этом заканчивается современная летопись главы Иоанна Крестителя. К сожалению, мало верующих прибегает к помощи такого светильника благодати, каким является честная глава святого Иоанна, «первого во благодати мученика»[1]. Много православных приезжают во Францию, но не все знают, как много святынь до сих пор, несмотря на бесчинство революций и забвение достояния христианского прошлого, содержит в себе французская земля.

Радостно, что в последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь при участии Паломнического центра Корсунской епархии у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии.

Источник