Снявши голову по волосам не плачут українською

Альтернатива

Ещё в начале 2013 года, анализируя текст Соглашения об ассоциации и Зоне свободной торговли Украины с ЕС, я в своих статьях предупреждал о том, что подписание данного документа сделает невозможным поддержку украинского производителя. Соглашение содержит прямые запреты на это, открывая путь европейским товарам на украинский рынок и таким образом способствуя уничтожению промышленности Украины.

Но когда это украинских «патриотов» останавливали какие-то предупреждения? Тем более полностью прочитавших 900-страничный документ на всей Украине вряд ли наберётся столько, чтобы для их пересчёта не хватило пальцев рук. А уж найти среди них тех, кто анализировал бесконечные пункты многочисленных Приложений к Соглашению (именно в них и сокрыты все «прелести» этого кабального договора), совершенно невозможно.

Украинская промышленность на коротком поводке

Одним из первых «революционеров» «прозрел», пожалуй, «куриный король» Украины Юрий Косюк, вдруг понявший в начале 2015 года, что Соглашение об ассоциации невыгодно Украине. Правда, судил он исключительно в рамках своего куриного королевства, продукцию которого вдруг отказались пускать в Евросоюз беспошлинно, ведь квоты на беспошлинный ввоз этой продукции в ЕС оказались выбраны буквально за пару недель. Поддерживая Майдан и ратуя за подписание Соглашения, он, увы, не соизволил ни сам прочитать в Соглашении о такой возможности, ни хотя бы приказать сотрудникам мощной юридической службы «Мироновского хлебопродукта» ознакомиться с документом.

Но самые громкие протесты против кабалы, в которую втащили страну Турчинов, Порошенко и тысячи майданных скакуасов, прозвучали уже в нынешнем году. Аж цельный президент Украины совместно с его ближайшим окружением вдруг заговорил, что Соглашение нужно пересмотреть, ибо оно невыгодно Украине. Раздухарился Зеленский не на шутку: «Какая к черту Ассоциация с ЕС? Какой ЕС? Вы читали соглашение? Европа вывозит наш лес, украинские заробитчане делают мебель, а потом ЕС продаёт эту мебель нашей стране в три раза дороже, чем для стран Европейского союза. Они вывозят наши природные ресурсы, делают продукцию, а потом продают её нам. А что получила Украина от этого? Кредиты на кабальных условиях. Все, больше ничего».

Итог этой филиппики? Закономерный: ну вякнул что-то мелкий туземный вождь в адрес колонизаторов, но ведь после этого покорно побежал просить у «больших белых господ» новую партию стеклянных бус и разноцветных бумажек. Одним словом, проигнорировали в Европе гневные речи украинского клоуна. Ну или пальчиком наедине пригрозили, что нехорошо, когда такие слова говорят маленькие мальчики.

Читайте также:  Шишечка на голове под волосами болит

Зато практически мгновенно отреагировали на желание украинского правительства поддержать отечественное машиностроение требованиями по локализации комплектующих в конечной продукции украинских предприятий. Едва в парламент поступил правительственный законопроект об этих мерах, как посол ЕС на Украине Матти Маасикас направил премьер-министру Денису Шмыгалю и главе Верховной рады Дмитрию Разумкову письмо с требованием не принимать данный законопроект. Поскольку, подписав Соглашение об ассоциации, Украина взяла на себя обязательство отказаться от каких бы то ни было протекционистских действий. В противном случае Украину накажут. Первым делом прекратят выдавать кредиты, а потом уже могут и перейти к мерам, предусмотренным в подобных случаях в Соглашении.

Промышленность? Под нож!

Столь бурная реакция европейцев на робкие попытки украинского правительства сохранить собственное машиностроение очень даже объяснима: Украина, как и следовало из Соглашения об ассоциации, превращается в типичную колонию, которая должна экспортировать в Европу сырьё, а импортировать высокотехнологичную продукцию. Это подтверждает и статистика внешней торговли страны. В 2019 году внешнеторговый оборот Украины в сравнении с предыдущим годом возрос на 6,3 млрд долларов ― до 110,5 млрд (для сравнения, в 2013-м, накануне госпереворота, он достигал 140,3 млрд). Но при этом импорт растёт быстрее, чем экспорт ― 3,5 млрд против 2,8 соответственно.

Ещё плачевнее ситуация, если разобраться со структурой экспорта и импорта. 52,5 проц. экспорта составляют продукты растениеводства, сырьё для металлургической промышленности, полуфабрикаты металлургического производства и простейшая кабельная продукция. Более или менее высокотехнологичная продукция, такая как запчасти для локомотивов и трамваев, электронагревательные приборы, двигатели и турбины, суммарно едва-едва дотягивают до 1 млрд долларов, примерно соответствуя по стоимости продаж последней строчке в топ-10 наиболее востребованных украинских товаров ― макухе. Причём прошлогодний рост экспорта произошёл исключительно за счёт увеличения продаж именно сырья и продукции низких степеней передела.

Читайте также:  Как удалить волосы на голове

В структуре импорта ситуация зеркальна. Прирост стоимости импортированной продукции лёгкой промышленности составил 19,7 проц., машин, оборудования и транспорта (прежде всего автомобилей) ― 17,8 проц. Доля ввезённых в Украину машин, оборудования и транспорта в стоимости импорта достигла 34 процентов (против 30,6 проц. в 2018 году). При этом стоимостной объем импорта машин, оборудования и транспорта даже превысил уровень 2013 года ― 20,5 млрд долл. против 19,4 млрд! Причём основной рост ввоза вырос не за счёт новой продукции, а за счёт подержанных авто, «евроблях».

Ещё печальнее складывается положение дел в этом году. Экономист Виктор Скаршевский раскрывает не только саму ситуацию, но и причины, приведшие к проблеме: «Темпы падения машиностроения вдвое опережают общий спад промышленности. Скажем, если в апреле промышленность ушла в минус на 16%, то машиностроение – почти на 36%. Ранее основным рынком сбыта для нашего машиностроения были Россия и страны СНГ. Их потеряли, а альтернативные рынки так и не освоили». Но даже он не рискует сказать, что все эти потери вызваны Соглашением об ассоциации, ставящим Украину в известную позу перед Европой.

Не я тебя породил, но я тебя убью

Ещё в 2007 году украинский Международный центр перспективных исследований, анализируя типовое Соглашение о Зоне свободной торговли, которое Евросоюз подписывает со странами, не входящими в ЕС, предсказывал: единственной отраслью украинской экономики, которая выиграет от этого Соглашения, будет поставка в Европу металлолома. Но исследователи, работавшие на деньги Сороса и активно агитировавшие за подписание данного документа, анализировали именно типовое соглашение, а не наиболее жёсткий его вариант, с которым согласились украинские переговорщики. Поэтому реальные выгоды от этого Соглашения получили исключительно европейцы, которым абсолютно не нужна украинская промышленность.

Об этом ещё в октябре 2013 года в интервью Die Zeit откровенно признался польский экс-президент Лех Валенса: «Бог дал Украине такие хорошие почвы, с тем, чтобы она могла прокормить всю Европу. Мы должны сказать Украине, что она может производить все зерно для Европы, но не машины. Машины могут производить в Польше».

Именно для этого в Соглашении об ассоциации и ЗСТ предусмотрены пункты, которые запрещают Украине отдавать предпочтение отечественным производителям в области госзакупок. По данным украинского правительства, сегодня доля импорта в общем объёме публичных закупок на Украине составляет 38 процентов, а если говорить о закупках промышленных товаров, то импорт достигает 50 процентов. В то же время в США и ЕС доля импортных закупок не превышает 4–5%. Как говорится, что положено Юпитеру, то не положено быку. Точнее, киевским баранам, добровольно и с майданными плясками швырнувшим под нож собственную экономику.

Читайте также:  Сколько стоит пересадка волос на голове у женщин в москве

«Особо патриотичные» под это даже подвели идеологическое обоснование, как заявивший в 2015 году тогдашний советник по экономическим вопросам премьер-министра Яценюка Александр Кирш: «…построенные в советское время промышленные предприятия и “флагманы индустрии” ― это российская удавка на шее у Украины. Их нужно ликвидировать и распродать, чтобы выйти из-под влияния Москвы». Вот и ликвидируют, убивая даже уникальные производства.

Ярчайший пример такого подхода ― история харьковского завода «Электротяжмаш», являющегося единственным в стране поставщиком комплектного электрооборудования для железнодорожного и городского электротранспорта, а также производящего мощные гидрогенераторы, турбогенераторы для тепловых и атомных электростанций и крупные электрические машины постоянного тока. После снятия с должности гендиректора-растратчика, назначенного «за близость с Фондом госимущества», новое руководство обвинили в «сотрудничестве со страной-агрессором» и предприятие остановили. А оборудование для электротранспорта теперь будут закупать в Европе.

***

Как бы ни плакались украинские министры о неравноправии Соглашения об ассоциации и ЗСТ с ЕС, как бы ни заикались о необходимости его пересмотра, никто его не позволит изменить. Ведь именно ради таких условий европейцы совместно с США устроили на Украине вооружённый государственный переворот и развязали гражданскую войну. И уничтожение украинского машиностроения осуществляется именно ради их выгоды, ради того, чтобы выживали их предприятия, а не заводы страны, добровольно ставшей их колонией.

Александр Горохов,
специально для alternatio.org

Источник