Почему человек крутит волос у себя на голове
Содержание статьи
Психология привычки крутить волосы на палец
.
Может быть следствием разных болезней безобидная привычка крутить волосы. Это обсессивно-компульсивные расстройства, проблемы с волосами и т. д.
Причины
Самая распространённая причина — привычка. Человек крутит волосы в момент задумчивости, осознания какой-то проблемы, длительных размышлений. Такое простое действие помогает сконцентрироваться на своих мыслях и перестать реагировать на внешние раздражители.
Прочие причины представлены ниже.
- Желание успокоиться. Ощущения от кручения волос напоминают успокаивающее поглаживание по голове или расслабляющий массаж. Вот почему дети дошкольного и младшего школьного возраста могут пользоваться этим методом релакса. Иногда так проще переживать разлуку с мамой.
- Скорейшее засыпание. Малыш теребит волосы, когда засыпает. Постепенно он погружается в сон без помощи родителей. Обычно эта вредная привычка с возрастом искореняется.
- Желание отвлечься от своих проблем. По мере взросления у ребенка увеличивается количество стрессовых ситуаций. Привычка трогать волосы перерастает в компульсивное действие. Образуется замкнутый круг: немного понервничал — накручивает волосы — понимает, что это плохо — нервничает.
- Еще одна причина — чувство беззащитности. Будучи сильно напуганным, малыш решает потеребить волосы. Ему кажется, что это сделает ситуацию более безопасной и поможет избавиться от навязчивого страха.
- Бывает, что он начинает теребить не только свои волосы, но и чужие. Так ребенок часто делает маме больно, даже не осознавая этого. Иногда он применяет ногти, буквально вырывая целые клочья волос. А объяснение этому одно — ему страшно и хочется, чтобы родитель ото всех его защитил.
Симптоматика
Компульсивное действие настолько важно, что невозможность его совершить воспринимается как угроза жизни. Необходимость постоянно теребить волосы возникает в стрессовых ситуациях и повторяется. Это может быть и реакцией на хронический стресс, который ребенок не может устранить из своей жизни (ссоры родителей, издевательства сверстников, проблемы в школе).
Если прервать неконтролируемое действие, то ребенок будет всеми силами искать способ его завершить: он станет накручивать волосы определенное количество раз или в какой-то последовательности. Делать это малыш будет до полного успокоения.
Последствия
Любой невроз, который не был диагностирован и вылечен своевременно, значительно вредит ребенку. Психика в этом возрасте (дошкольном и младшем школьном) еще сформирована целиком, а нервная система неустойчива.
Очень много физических и психических сил тратится на компульсивное действие и мысли о нем. В результате навязчивое накручивание локонов у детей может привести к таким последствиям:
- снижению возможностей всех когнитивных процессов (память, внимание, мышление);
- быстрой утомляемости ребенка, невозможности сосредоточиться на уроках;
- нарушениям сна, ночным кошмарам;
- отсутствию контакта с другими детьми (он не играет, не дружит с ними, т. к. они могут его дразнить);
- общей замкнутости, отсутствию контакта со взрослыми.
От постоянного напряжения страдают волосяные луковицы. В итоге волосы ломаются, становятся сухими, безжизненными и выпадают. На поврежденных участках локоны могут плохо отрастать всю оставшуюся жизнь.
Хуже всего, если малыш начнет выдергивать волосы на голове.
Это возникает, когда ребенок начинает накручивать волосы на большой палец. Такая привычка в итоге может перейти в трихотилломанию. Это вид аутоагрессии, когда для успокоения человек вырывает отдельные волоски или даже пучки волос на теле. В запущенных ситуациях образуются залысины. В такой ситуации уже не справиться без помощи психиатра.
Самолечение
Помочь ребенку или даже взрослому человеку самостоятельно реально. Особенно если от этой вредной привычки страдает девушка или девочка-подросток.
Одни из самых простых, но эффективных методов:
- создание красивых причесок;
- плетение кос;
- красивая завивка волос;
- нежная и аккуратная укладка;
- короткая стрижка (если она будет к лицу) и т. д.
Девушке нужно объяснить, что теребление волос — показатель ее волнения, переживания. Что это не всегда выглядит привлекательно, и характеризует человека как нервного. Нужно деликатно и очень аккуратно ей объяснить, что подобные однотипные действия делают ее имидж однобоким и демонстрируют ее, как закомплексованного, неуверенного в себе человека.
Некоторые врачи советуют пациентам заняться рукоделием. Руки всегда будут заняты, и человеку будет не до накручивания локонов. Если занятие действительно увлекательно, то избавиться от проблемы будет легко.
Способы лечения
Первый шаг на пути к выздоровлению — консультация у психолога. Он помогает выяснить причины развития такой привычки. Объяснит, зависимость ли это или еще только тревожный симптом.
Если это просто привычка, подойдет бихевиоральный подход. В психологии это один из методов управления поведением. Нужно сделать так, чтобы накручивание волос вело к неприятным последствиям (не к наказанию, а к неполучению желаемого). Хорошо помогает короткая стрижка, но только с согласия ребенка.
Если же речь идет о компульсивных действиях или аутоагрессии нужно выполнить следующие действия.
- Продолжать работу с психологом до полного выздоровления или значительного снижения выраженности симптомов.
- Можно подключить медикаментозное лечение.
- Важно соблюдать режим дня. Изо дня в день выполнять определенные дела по четкому расписанию (сон, еда, прогулки). Такая рутина успокаивает, т. к. заранее известно, что и когда произойдет. Нервная система получает ресурс для преодоления болезни.
Развитие происходит из «точки покоя», т. е. в момент отсутствия жизненных потрясений.
В момент накручивания волос не нужно одергивать и делать замечания. Это оттолкнет ребенка от вас и заставит его прятаться.
Спокойно спросите, что встревожило ребенка. Постарайтесь все обсудить и показать другой способ успокоения. Лучше всего обнять и сказать, что он самый замечательный и любимый.
На своем примере покажите, как можно справляться с тревогой, злостью и раздражением конструктивно. Не ругаясь и крича, а выражая свои эмоции в виде «Я»-сообщений. В процессе используются фразы:
«Я расстроена, т. к…»; «Мне обидно, т. к…»; «Я очень рада, т. к…» и т. д. Говорите о чувствах от своего имени, подразумевая под этим переживания малыша. Ребенок должен понять, что он не один, у него есть поддержка.
Самое сложно в психотерапии — выяснить, что родители сами провоцируют образование стресса. Нужно быть к этому готовым, делать все в интересах члена семьи.
В период терапии в семье не должно быть скандалов, больших праздников, переездов, смен школ. Стресс как положительный, так и отрицательный губителен в таких ситуациях.
Когнитивно-поведенческая терапия
Эта методика эффективна по отношению и ко взрослому индивиду, и к ребенку. Цель когнитивно-поведенческой терапии — изменить негативный настрой пациента на позитивный. В результате он должен понять, что успокоиться или выйти из состояния стресса можно и без накручивания волос.
Вначале первого сеанса психолог должен выяснить причины развития ОКР. Для этого он просит клиента поделиться размышления о таком:
- становится ли ему легче от теребления локонов;
- что он чувствует, теребя волосы;
- приносит ли ему это действие удовольствие, спокойствие и умиротворение;
- что произойдет, если он перестанет этим заниматься;
- осознает ли он последствия этой вредной привычки и т. д.
Кроме индивидуальной беседы, пациенту необходимо делать домашние задания. От качества их исполнения зависит скорость излечения. Под ними понимают изучения материалов о вреде теребления волос: просмотр видеолекций, прочтение специальной литературы, общение с трихологами.
Средняя продолжительность курса лечения — 5-6 занятий. Они длятся 40-60 мин, проходят раз в неделю. Если привычка уже перешла в стадию психической зависимости, то длительность курса может составить 10 занятий.
Групповая терапия
С детьми эта техника не применяется, только со взрослыми. Группа обычно состоит из 10 человек, которых объединяет или общая симптоматика, или общая причина развития этой вредной привычки.
Все участники садятся в круг и начинают делиться своими историями. Это стадия знакомства, цель которой — расположение всех пациентов друг к другу для построения конструктивных диалогов, т. к. иногда люди с привычкой теребить волосы являются асоциальными.
Могут проводиться ролевые игры. Самая популярная — исполнение желания, если кто-то из пациентов вновь начнет делать эти навязчивые действия.
На групповых занятиях также проводятся лекции. Их цель — показать человеку, что привычка теребить волосы не несет в себе ничего хорошего, и от нее лучше избавиться.
Возможны групповые занятия разными видами физической активности: йогой, медитацией, аэробикой. Участники беседы также посещают культурные мероприятия, много общаются с трихологами.
Арт-терапия
В общении с детьми подобная беседа может не дать ожидаемых результатов, поэтому узнать причины и симптоматику проще с помощью арт-терапии. Подразумевает она под собой изображение своей проблемы с помощью разных видов искусства:
- рисования;
- театрального действия;
- пения;
- танцев;
- рукоделия и т. д.
Важно выбрать то занятие, которое больше всего любит малыш. Тогда он не почувствует никакого напряжения при общении с врачом.
Обычно используют изобразительную арт-терапию. Психолог общается с малышом, а тот в процессе рисует. Врач просит изобразить, что его беспокоит. Ограничений нет.
После этого оценивается творение малыша. Учитываются все линии, штрихи, орнаменты. Особое значение имеет цветовая гамма, которая дает возможность оценить стадию заболевания.
Дальше врач просит малыша уничтожить его рисунок любым способом — порвать, потоптаться, намочить водой и т. д. Главное — избавиться от изображения, а вместе с этим и от проблемы.
Заключение
Привычка накручивать локоны на палец чаще присуща маленьким детям, но фиксируется и среди взрослых людей. Лечение назначают исходя из причины развития расстройства. Обычно это когнитивно-поведенческая или групповая терапия, арт-терапия, бихевиоральный подход.
Загрузка…
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна — Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
- ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ (Власава)
- ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (Бушов)
- ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (Зотова)
Использованная литература:
- Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов; под ред. Н.В. Клюевой. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400 с.
- Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения / Ю.П. Платонов. — СПб.: Питер, 2006. — 464 с.
- Дыгун, М. А. Общая психология в схемах, понятиях, персоналиях / М. А. Дыгун. — 4-е изд. — Мозырь: Содействие, 2009. — 72 с.
- Котикова, О.П. Педагогическая психология: курс лекций / О.П. Котикова. — Минск: Изд. МИУ, 2005. — 132 с.
Источник
5 вредных привычек, которые незаметно портят волосы
Навязчивые движения, в том числе и манера крутить волосы на палец — психология объясняет, как подсознательное желание успокоиться и избавиться от напряжения. Ритмичные движения, которые возникают при подобного рода действиях передаются на волосяные фолликулы и вызывают ощущения, которые заставляют кошек жмуриться при почесывании области между ушами.
Привычка накручивать пряди на палец имеет под собой немало причин
Но, к сожалению, данная привычка не так безопасна, как выглядит на первый взгляд. Ей подвержены взрослые и дети от рождения до глубокой старости.
Малышовые привычки
Первые попытки малыша скрутить свои волосы наблюдаются в возрасте от 0 до 3 лет. Чем старше ребенок, тем разнообразнее могут быть причины, приводящие к жгучему желанию теребить свои волосы.
Для того чтобы малыш раз и навсегда забыл о привычке, обеспечьте ему абсолютный комфорт и постоянство
Совсем маленькие крохи, таким образом, успокаиваются и убаюкивают сами себя. Кроме того, постоянно повторяющиеся «ритуалы» маленького человека помогают ему чувствовать себя в безопасности в этом большом мире.
Что делать маме?
В этом возрасте важно создать такие условия, которые бы сами отменили необходимость самоуспокоения.
- Обязательно соблюдайте режим дня, его нарушение приведет к тому, что ребенку ничего более не останется, как прибегнуть к навязчивым движениям, создающим в его жизни предсказуемость и стабильность.
- Займите ручки ребенка мягкой игрушкой или байковой тонкой пеленкой. На личном примере покажите, как чудесно и весело накручивать на пальчик ушки зайца, хвост лисенка или уголок пеленки.
Обратите внимание! Такие игрушки ребенок часто будет тянуть к лицу, поэтому они должны быть небольшого размера и лишенными твердых и острых деталей.
- Если вышеописанные меры не помогают и по-прежнему ребенок накручивает волосы на палец, лишите его физической возможности это делать. Наденьте легкую байковую шапочку или подстригите малыша.
Если сама привычка не кажется вам угрозой, то попадания волос в рот ребенка может привести к «синдрому Рапунцель», при котором, волосяной ком становится причиной непроходимости кишечника.
Ох уж эти школьники!
Желание быть лучшим нередко перерастает в страх и беспокойство
У школьников привычка накручивать волосы на палец чаще встречается у девочек и является ничем иным, как способом психологической защиты от окружающих.
Бороться с этой напастью в возрасте до 10 лет можно только вселив в ребенка абсолютную уверенность в себе. Если сын или дочь запускают механизм «ручной завивки» перед публичным выступлением (рассказывание стиха в классе), выучите этот стих так, чтобы малыш был уверен, что знает его лучше всех.
С 10 лет у детей появляется критичность в отношении собственной внешности. В этот момент накручивание волос на палец указывает на желание изменить себя.
Советы для родителей:
- Если речь идет о девчачьей многострадальной косе, подарите юной моднице безопасные бигуди. Новая укладка и желание ее сохранить искоренит вредную привычку.
- Обсудите с ребенком строение волос и то, какой вред им наносит столько неаккуратное обращение.
Несколько слов о подростках
В подростковом возрасте накручивание волос является осознанным поступком, выражением желания привлечь к себе внимание противоположного пола.
Такое действие навеяно кинематографом и по мнению подростков придает им загадочности, романтичности и трогательности.
Ваша же цель заключается в развенчивании данного мифа.
- Убедите юную леди в том, что такое движение вредит ее образу и делает ее одинаковой в любых ситуациях. Пусть перед зеркалом постарается изобразить задумчивость, интерес или обиду и придумать соответствующие жесты и позы.
- Отыщите фильм, в котором непременно присутствует герой, нелепо накручивающий волосы на палец. В большинстве случаев сценарием ему отведена роль жеманного и не слишком умного персонажа. Пересмотрите ленту с ребенком, сделав на герое легкий акцент или замечание.
- У подростков существует еще одна проблема — они не знают куда «приспособить» свои удлинившиеся руки. Решить проблему помогут занятия спортом или танцами, наиболее подходящими видами являются катание на коньках, роликах, плавание и теннис.
Инструкция о том, как бороться с подростковой неуклюжестью. Спорт и только спорт!
Причины
В психологии считают, что ребенок неспроста теребит волосы. Младенец таким способом себя убаюкивает. Это простое действие успокаивает ребенка и помогает быстро уснуть. С возрастом привычка может исчезнуть. Бывает, что проблема усугубляется.
Причины появления вредной привычки:
- Нехватка нежности и любви. Девочке важно внимание матери. Ей необходимы нежные прикосновения, объятия, другие проявления материнской любви. Когда ребенок ощущает дефицит в этом, он начинает не просто дергать волосы, но и водить локоном по шее, щеке, лицу. Это напоминает легкие прикосновения и успокаивает девочку.
- Отвлечение от проблем. Ритмичное действие позволяет забыть о проблеме на время. Поглаживание шевелюры, массаж кожи головы — безобидные действия, помогающие быстро снять стресс.
- Чувство беззащитности. Ребенок ощущает страх и не чувствует себя в безопасности. Если теребить локоны, можно избавиться от этого навязчивого, пугающего чувства.
- Кожные заболевания. Ребенок не просто трогает волосы, а сильно чешет кожу головы. Тогда следует срочно обратиться к дерматологу или трихологу.
Недетские проблемы с взрослыми последствиями
Если взрослая девушка накручивает волосы на палец, это указывает на ее желание успокоиться. Нередко родители уже взрослых детей вспоминают, что такая же привычка была и в далеком детстве.
И даже если в юности вам удалось побороть проблему своими руками, то при возникшем психическом напряжении либо конфликтной ситуации мозг «вспоминает», как он организовывал самоуспокоение.
Желание постоянно теребить волосы присуще и голливудским звездам (фото Дженнифер Энистон)
Цена игнорирования проблемы и нежелание от ее избавляться — возможность стать заложником серьезного психологического заболевания -трихотилломании.
Безобидная привычка, переросшая в трихотилломанию
В научной литературе данное заболевание описывается, как вырывание волосяного покрова. Встречается недуг у людей с неуравновешенной психикой или на фоне стрессовой ситуации. Чаще заболевание поражает прекрасную половину человечества и нередко сочетается с трихофагией (желанием съесть волосы).
Интересно знать! Впервые трихотилломанию описал французский дерматолог Ф. А. Аллопо более 125 лет назад. На данный момент оно наблюдается не только у взрослых, но и у детей и связано с тяжелыми психологическими травмами и завышенными требованиями со стороны родителей.
Лена
Размещено 19.04.2017
Здравствуйте! Моя дочь (почти 5 лет) последнее время стала часто плакать из-за того, что жалеет вещи. Например, просит не выбрасывать скорлупу от крашеных пасхальных яиц — «они мне так нравятся». Или из-за разлитой воды — «ты нальешь мне столько же, сколько там было?». Просит сохранять всякие этикетки от конфет. Причем, если ей сказать, что я сохраню, она тут же про них забывает, и перестает плакать. Кроме того, отказывается ходить в садик, говорит, что там сильно по мне скучает. Хотя до этого вполне нормально ходила туда. Подскажите, из-за чего может быть такое расстройство. Еще стала накручивать волосы на палец
Ответить
Автор
Тамара (shpilki.net)
Лена Размещено 19.04.2017
Здравствуйте, Лена. У детей накручивание волос на палец является первичным признаком невротических расстройств, возникающих на фоне депривации с матерью (проще говоря, разлуки и недостатка материнской любви) или как защитная реакция психики ребенка на резкие перемены (в семье, месте жительства и т.п.). Эта проблема не относится к эстетической, поэтому вам нужно обратиться за консультацией к детскому психологу. Специалист сможет выявить причины проблемы и при помощи специально подобранных методик помочь вашей дочери справиться с неуверенностью и страхами. Не откладывайте с терапией, в школьный период будет труднее лечить.
Ответить
Текст Фото Екатерина Размещено 28.05.2015
+5
поделиться:
В избранное
На печать
Если вы хотите поблагодарить, добавить уточнение или возражение, автору — добавьте комментарий!
Сейчас обсуждают:
- Любовь Буркина
20.08.2018
Какой цвет волос мне выбрать.помогите советом пожалуйста. Я не знаю какой у меня …
- Я
19.08.2018
Наращивалась ресницы 6 месяцев, сделала перерыв. Спустя 3 месяца опять нарастила …
- василиса
18.08.2018
классная причёска
- Марина
18.08.2018
Привет, могу ли я закрасить обезцвеченые волосы( сейчас рыжие) в ярко фиолетовый …
- Дария
16.08.2018
здравствуйте! я девушка смуглая с черными глазами. Хочу покрасить волосы в темно …
- Loredana
15.08.2018
На фото молодые красотки. А дамочкам в возрасте можно делать брови? Возрастной …
Комментарии »
Вредная привычка — крутит волосы.
Разделы — Психолог
Темы — Вредные привычки — Дошкольник 3 — 6 лет
У моего ребенка (возраст 3,5 г) вредная привычка — все время крутить свои волосы. Пока чем-то занимается — не крутит. Как сядет спокойно или задумается в перерыве игры — снова крутит. Во время засыпания тоже. Невролог выписал валериану и посоветовал не заострять внимания. Но меня это очень тревожит, может нужно попить какие-нибудь препараты, пока у ребенка не развился невроз. Подскажите, пожалуйста, что нам делать? Может быть порекомендуете грамотного специалиста? (Надежда)
Ответ:
Здравствуйте, Надежда! Спасибо за вопрос. Понятна Ваша тревога. Но учитывая указанный диагноз (ПП ЦНС), такие особенности типа кручения волос, грызение ногтей вполне допустимы, часто проявляются в поведении как признак органический изменений /нарушений.
Но все же важно уточнить:
— сколько по времени это кручение может длиться? — в каких еще деятельностях может проявляться (кроме игры и засыпания)? В каких ситуациях? После каких ситуаций? — бывают ли ночные крики? Энурез? (и вообще какие отношения с горшком у ребенка?) — как ребенок реагирует на все новое или неожиданное? (новый человек в доме, новое животное на улице) и т.д. — были ли ситуации разлук? Расставаний с ребенком? — какие изменения случались в жизни ребенка (посещение группы? Садика?)
Конечно, лучше всего это возможно прояснить на очной консультации !
Каковы же причины неврозов? Невротических действий? До сих пор есть группа специалистов, считающих, что причины появления неврозов чаще всего органическая (биологический фактор). Другая группа считает, что чаще влияет психологическая, личностная предрасположенность к этому. Есть те, кто считает, неврозы появляются вследствие разных факторов: и биологических, и психологических. Я придерживаюсь последней позиции. Считаю важным родителю обращать внимание и физиологию ребенка (например, поставленные диагнозы, трудности его вынашивания, процесса родов), и на психологический климат в семье, собственное психологическое самочувствие мамы/папы/других близких взрослых, особенности взаимоотношений.
В связи с этим в любом случае важно создавать благоприятные условия для преодоления невроза или неврозоподобного состояния. Тем более, что ПП ЦНС, всяческие неврозы — это обратимые процессы. Чем раньше заняться лечением, тем больше шансов в преодолении трудностей. Мозг ребенка очень пластичный. Важно этим пользоваться. Действительно, заострять внимание на отдельном невротическом действии ребенка не имеет смысла, а вот какие меры можно принять родителю, чтобы помочь ребенку преодолевать трудности в связи с ПП ЦНС, стоит рассмотреть).
Для начала давайте рассмотрим, зачем нужны стереотипные (часто повторяющиеся) движения? Какую функцию они выполняют?
— снимают эмоциональное напряжение — помогает концентрировать и переключать внимание — сохраняет определенную безопасность от мира реального (ребенок как бы «утопает в себе», глубоко задумывается, несколько минут проживая в своей капсуле)
1). В связи с этим запрещать либо «выдергивать» из этого состояния не считается эффективным. Ребенок нашел свое средство для снятия своей нагрузки, которая накапливается за день («крутит во время засыпания»), в актуальной деятельности («крутит в перерыве между играми»). Ребенок сам чувствует, когда пора ему переключиться. Важно этому не мешать.
2) Надежда, что может еще вызывать эмоциональное напряжение у ребенка? в семье?
Как для себя Вы определяете свой стиль воспитания? Стиль общения с мужем? С ребенком?
Как реагируете на ошибки, затруднения ребенка (то, что он делает не так, как надо) Как реагируете на собственные ошибки, затруднения? Как часто хвалите себя? Мужа? Ребенка? Какие слова при этом говорите? Объясняете ли, за что именно хвалите? Говорите ли о своих чувствах, которые испытываете за дочь, мужа? А за себя какие чувства испытываете чаще всего? (гордость, радость, тревогу, недоумение и т.д.)
3) Детям возраста вашего малыша в любом случае показаны продуктивные виды деятельности типа лепки, рисования, работа с мыльной пеной, мокрым/сухим песком. А в случае таких диагнозов как ПП ЦНС, отражающееся в поведении ребенка, тем более важна совместная работа с проговариванием того, что лепите, какой формы, для чего, какое имя будет у этого существа и т.д. Это важно не только для развития психических функций, знакомством с предметным миром, разными веществами, их свойствами, но и для снятия психоэмоционального напряжения, поддержания того эмоционального тонуса, который может быть нарушен в связи с органическими изменениями.
Рекомендую хотя бы 2 часа в день уделять такой работе. Можно это воспринимать как коррекцию, лечение навязчивых состояний, о которых Вы писали.
А) лепка (можно со специальным рассыпчатым пластилином для детей раннего возраста) Б) рисование пальцами В) взаимодействие с мыльной пеной, не щиплющей глаза Г) рисование красками на воде В) рисование на плитке в ванной Д) конструирование из крупных деталей
Важно проговаривать вслух все, что Вы делаете с ребенком: цвета, формы, поверхности, задавать сюжет! (это поможет помимо всего прочего наполнять пассивный словарный запас ребенка)
4) Быть предупредительным с ребенком. Избегать в Вашей семье ситуации неожиданного ухода, исчезновения, тем более длительного…Это всегда переносится остро и травматично!
5) Подумать о посещении небольшой группы (5-7 чел) с целью как общего развития, социализации, так и развития коммуникативной сферы. От этого будет зависеть, насколько легко ребенок избежит школьных трудностей, в том числе и возможных школьных неврозов. Ведь чаще всего неврозы проявляются у детей соматически ослабленных или психологически уязвимых, с детства впечатлительных личностей. Важно эту впечатлительность (если она есть у ребенка) учитывать и принимать!
6) Рекомендовала все это сочетать с профессиональным массажем ребенка (общим и в частности шейного отдела, спины). Может это покажется не совсем психологической рекомендацией, но это важно, поможет снимать не только физическое напряжение, но и может повлиять на преодоление задержки речевого развития.
7) Этот пункт считаю важным для всех родителей! Пока есть возможность, гладьте своего малыша, целуйте, ласкайте! Он в этом нуждается! Телесные ласки мамы (и папы тоже!) — лучшая терапия для ребенка!
Здоровья Вам и Вашему малышу.
С уважением, клинический психолог Баянова Мария
Ответ консультанта опубликован 17.04.2012
психологу→
Источник