Он был высок ростом худощав с длинными пушистыми мягкими волосами

Гранатовый браслет (Куприн)/Глава 10

Заплеванная лестница пахла мышами, кошками, керосином и стиркой. Перед шестым этажом князь Василий Львович остановился.

— Подожди немножко, — сказал он шурину. — Дай я отдышусь. Ах, Коля, не следовало бы этого делать…

Они поднялись еще на два марша. На лестничной площадке было так темно, что Николай Николаевич должен был два раза зажигать спички, пока не разглядел номера квартиры.

На его звонок отворила дверь полная, седая, сероглазая женщина в очках, с немного согнутым вперед, видимо, от какой-то болезни, туловищем.

— Господин Желтков дома? — спросил Николай Николаевич.

Женщина тревожно забегала глазами от глаз одного мужчины к глазам другого и обратно. Приличная внешность обоих, должно быть, успокоила ее.

— Дома, прошу, — сказала она, открывая дверь. — Первая дверь налево.

Булат-Тугановский постучал три раза коротко и решительно. Какой-то шорох послышался внутри. Он еще раз постучал.

— Войдите, — отозвался слабый голос.

Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода. Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине — стол, накрытый цветной малороссийской скатертью.

Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к свету и в замешательстве потирал руки. Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами.

— Если не ошибаюсь, господин Желт-ков? — спросил высокомерно Николай Николаевич.

— Желтков. Очень приятно. Позвольте представиться.

Он сделал по направлению к Тугановскому два шага с протянутой рукой. Но в тот же момент, точно не замечая его приветствия, Николай Николаевич обернулся всем телом к Шеину.

— Я тебе говорил, что мы не ошиблись.

Худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого короткого пиджачка, застегивая и расстегивая пуговицы. Наконец он с трудом произнес, указывая на диван и неловко кланяясь:

— Прошу покорно. Садитесь.

Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти.

— Благодарю вас, — сказал просто князь Шеин, разглядывавший его очень внимательно.

— Merci, — коротко ответил Николай Николаевич. И оба остались стоять. — Мы к вам всего только на несколько минут. Это — князь Василий Львович Шеин, губернский предводитель дворянства. Моя фамилия — Мирза-Булат-Тугановский. Я — товарищ прокурора. Дело, о котором мы будем иметь честь говорить с вами, одинаково касается и князя и меня, или, вернее, супруги князя, а моей сестры.

Желтков, совершенно растерявшись, опустился вдруг на диван и пролепетал омертвевшими губами: «Прошу, господа, садиться». Но, должно быть, вспомнил, что уже безуспешно предлагал то же самое раньше, вскочил, подбежал к окну, теребя волосы, и вернулся обратно на прежнее место. И опять его дрожащие руки забегали, теребя пуговицы, щипля светлые рыжеватые усы, трогая без нужды лицо.

— Я к вашим услугам, ваше сиятельство, — произнес он глухо, глядя на Василия Львовича умоляющими глазами.

Но Шеин промолчал. Заговорил Николай Николаевич.

— Во-первых, позвольте возвратить вам вашу вещь, — сказал он и, достав из кармана красный футляр, аккуратно положил его на стол. — Она, конечно, делает честь вашему вкусу, но мы очень просили бы вас, чтобы такие сюрпризы больше не повторялись.

— Простите… Я сам знаю, что очень виноват, — прошептал Желтков, глядя вниз, на пол, и краснея. — Может быть, позволите стаканчик чаю?

— Видите ли, господин Желтков, — продолжал Николай Николаевич, как будто не расслышав последних слов Желткова. — Я очень рад, что нашел в вас порядочного человека, джентльмена, способного понимать с полуслова. И я думаю, что мы договоримся сразу. Ведь, если я не ошибаюсь, вы преследуете княгиню Веру Николаевну уже около семи-восьми лет?

— Да, — ответил Желтков тихо и опустил ресницы благоговейно.

— И мы до сих пор не принимали против вас никаких мер, хотя — согласитесь — это не только можно было бы, а даже и нужно было сделать. Не правда ли?

— Да.

— Да. Но последним вашим поступком, именно присылкой этого вот самого гранатового браслета, вы переступили те границы, где кончается наше терпение. Понимаете? — кончается. Я от вас не скрою, что первой нашей мыслью было — обратиться к помощи власти, но мы не сделали этого, и я очень рад, что не сделали, потому что — повторяю — я сразу угадал в вас благородного человека.

— Простите. Как вы сказали? — спросил вдруг внимательно Желтков и рассмеялся. — Вы хотели обратиться к власти?.. Именно так вы сказали?

Он положил руки в карманы, сел удобно в угол дивана, достал портсигар и спички и закурил.

— Итак, вы сказали, что вы хотели прибегнуть к помощи власти?.. Вы меня извините, князь, что я сижу? — обратился он к Шеину. — Ну-с, дальше?

Князь придвинул стул к столу и сел. Он, не отрываясь, глядел с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека.

— Видите ли, милый мой, эта мера от вас никогда не уйдет, — с легкой наглостью продолжал Николай Николаевич. — Врываться в чужое семейство…

— Виноват, я вас перебью…

— Нет, виноват, теперь уж я вас перебью… — почти закричал прокурор.

— Как вам угодно. Говорите. Я слушаю. Но у меня есть несколько слов для князя Василия Львовича.

И, не обращая больше внимания на Тугановского, он сказал:

— Сейчас настала самая тяжелая минута в моей жизни. И я должен, князь, говорить с вами вне всяких условностей… Вы меня выслушаете?

— Слушаю, — сказал Шеин. — Ах, Коля, да помолчи ты, — сказал он нетерпеливо, заметив гневный жест Тугановского. — Говорите.

Желтков в продолжение нескольких секунд ловил ртом воздух, точно задыхаясь, и вдруг покатился, как с обрыва. Говорил он одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у мертвого.

— Трудно выговорить такую… фразу… что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это. Я соглашаюсь, что вначале, когда Вера Николаевна была еще барышней, я писал ей глупые письма и даже ждал на них ответа. Я соглашаюсь с тем, что мой последний поступок, именно посылка браслета была еще большей глупостью. Но… вот я вам прямо гляжу в глаза и чувствую, что вы меня поймете. Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда… Скажите, князь… предположим, что вам это неприятно… скажите, — что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город, как сказал Николай Николаевич? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно — смерть… Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме.

— Мы вместо дела разводим какую-то мелодекламацию, — сказал Николай Николаевич, надевая шляпу. — Вопрос очень короток: вам предлагают одно из двух: либо вы совершенно отказываетесь от преследования княгини Веры Николаевны, либо, если на это вы не согласитесь, мы примем меры, которые нам позволят наше положение, знакомство и так далее.

Читайте также:  Как уменьшить скорость роста волос

Но Желтков даже не поглядел на него, хотя и слышал его слова. Он обратился к князю Василию Львовичу и спросил:

— Вы позволите мне отлучиться на десять минут? Я от вас не скрою, что пойду говорить по телефону с княгиней Верой Николаевной. Уверяю вас, что все, что возможно будет вам передать, я передам.

— Идите, — сказал Шеин.

Когда Василий Львович и Тугановский остались вдвоем, то Николай Николаевич сразу набросился на своего шурина.

— Так нельзя, — кричал он, делая вид, что бросает правой рукой на землю от груди какой-то невидимый предмет. — Так положительно нельзя. Я тебя предупреждал, что всю деловую часть разговора я беру на себя. А ты раскис и позволил ему распространяться о своих чувствах. Я бы это сделал в двух словах.

— Подожди, — сказал князь Василий Львович, — сейчас все это объяснится. Главное, это то, что я вижу его лицо, и я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо. И правда, подумай, Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя. — Подумав, князь сказал: — Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать.

— Это декадентство, — сказал Николай Николаевич.

Через десять минут Желтков вернулся. Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами. И видно было, что он совсем забыл о светских приличиях, о том, кому где надо сидеть, и перестал держать себя джентльменом. И опять с больной, нервной чуткостью это понял князь Шеин.

— Я готов, — сказал он, — и завтра вы обо мне ничего не услышите. Я как будто бы умер для вас. Но одно условие — это я вам говорю, князь Василий Львович, — видите ли, я растратил казенные деньги, и мне как-никак приходится из этого города бежать. Вы позволите мне написать еще последнее письмо княгине Вере Николаевне?

— Нет. Если кончил, так кончил. Никаких писем, — закричал Николай Николаевич.

— Хорошо, пишите, — сказал Шеин.

— Вот и все, — произнес, надменно улыбаясь, Желтков. — Вы обо мне более не услышите и, конечно, больше никогда меня не увидите. Княгиня Вера Николаевна совсем не хотела со мной говорить. Когда я ее спросил, можно ли мне остаться в городе, чтобы хотя изредка ее видеть, конечно не показываясь ей на глаза, она ответила: «Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее». И вот я прекращаю всю эту историю. Кажется, я сделал все, что мог?

Вечером, приехав на дачу, Василий Львович передал жене очень точно все подробности свидания с Желтковым. Он как будто бы чувствовал себя обязанным сделать это.

Вера хотя была встревожена, но не удивилась и не пришла в замешательство. Ночью, когда муж пришел к ней в постель, она вдруг сказала ему, повернувшись к стене:

— Оставь меня, — я знаю, что этот человек убьет себя.

Источник

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Автор: Кукоба Светлана Николаевна

1. К какому жанру относится произведение А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?

1) рассказ2) повесть3) поэма4) роман

2. Узнайте героя по описанию.

«…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных Миниатюрах».

1) Анна2) Вера3) Женни Рейтер4) Даша

3. Узнайте героя по описанию.

«По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах, те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, — черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости».

1) граф Шеин2) профессор Спешников3) генерал Аносов4) полковник Понамарев

4. Узнайте героя по описанию.

«Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами».

1) князь Василий Львович2) Николай Николаевич3) граф Шеин4) Желтков

5. Кому принадлежат слова: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость»?

1) Желткову2) графине Вере Шеиной3) генералу Аносову4) графу Василию Шеину

6. Кому принадлежат слова: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить»?

1) генералу Аносову2) графу Шеину3) Николаю Николаевичу4) Желткову

7. Как называется прием, используемый в приведенном ниже отрывке?

«Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода. Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине — стол, накрытый цветной малороссийской скатертью».

1) интерьер2) портрет3) пейзаж4) деталь

8. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».

1) пейзаж2) портрет3) деталь4) интерьер

9. Как называется приём сопоставления, соотнесения разных предметов, выделенный в приведённом ниже отрывке?

«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнём электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. «ТОЧНО КРОВЬ!» — подумала с неожиданной тревогой Вера.»

1) метафора2) сравнение3) эпитет4) оксюморон

10. Какую идейную нагрузку не несет в себе гранатовый браслет?

1) Является дорогим подарком любимой женщине на день рождения.2) Является символом настоящей любви.3) Отражает сущность Желткова: камни плохо отшлифованы, но они настоящие, как и чувства этого человека.4) Является отражением мотива гибели («точно кровь»).

11. Какая проблема не поднята в повести?

1) чести2) истинной любви3) самопожертвования ради любви4) разрушающего влияния денег

Ваше имя:

Источник

Тесты по литературе (1 курс)

Вариант I.

1. К какому жанру относится произведение А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?

Читайте также:  Рецепты для восстановления и роста волос в домашних условиях рецепты

1) повесть

2) рассказ

3) поэма

4) роман

2. Узнайте героя по описанию (А.И. Куприн «Гранатовый браслет»).

«Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами».

1)князь Василий Львович

2)Николай Николаевич

3)граф Шеин

4)Желтков

3. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».

1)пейзаж

2)портрет

3)деталь

4)интерьер

4. Какую идейную нагрузку НЕ несет в себе гранатовый браслет? (А.И. Куприн «Гранатовый браслет»).

1)Является дорогим подарком любимой женщине на день рождения.

2)Является символом настоящей любви.

3)Отражает сущность Желткова: камни плохо отшлифованы, но они настоящие, как и чувства этого человека.

4)Является отражением мотива гибели («точно кровь»).

5. Где происходит действие произведения А.И. Куприна «Олеся»?

1)в Подмосковье

2)под Рязанью

3)в Полесье

4)на Украине

6. Кому принадлежат слова: «Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете»? (А.И. Куприн «Олеся»).

1)бабке Мануйлихе

2)Ивану Тимофеевичу

3)Ярмоле

4)Олесе

7. Описывая события, Куприн А.И. передает разговор между Иваном Тимофеевичем и Мануйлихой. Укажите соответствующую форму общения между персонажами в художественном произведении. (А.И. Куприн «Олеся»).

— Здравствуй, бабка! — сказал я как можно приветливее. — Тебя уж не Мануйлихой ли зовут?

— Прежде, может, и Мануйлихой звали добрые люди… А теперь зовут зовуткой, а величают уткой. Тебе что надо-то? — спросила она недружелюбно и не прекращая своего однообразного занятия.

— Да вот, бабушка, заблудился я. Может, у тебя молоко найдется?

— Нет молока, — сердито отрезала старуха. — Много вас по лесу ходит… Всех не напоишь, не накормишь…

— Ну, бабушка, неласковая же ты до гостей.

1)лирическое отступление

2)монолог

3)диалог

4)ремарка

8. Какую роль в композиции произведения играет природа? (А.И. Куприн «Олеся»).

1)Является фоном повествования.

2)Является средством раскрытия характера Ивана Тимофеевича.

3)Подчеркивает естественность, самобытность и чистоту Олеси.

4)Усиливает ощущение тяжелой жизни бабки Мануйлихи и её внучки.

9.Укажите, какое определение любви подходит к истории Олеси и Ивана Тимофеевича. (А.И. Куприн «Олеся»).

1)Любовь — самопожертвование, высочайший порыв души.

2)Любовь — это «запоздалые цветы» жизни.

3)Любовь — страсть, неразделённая и трагичная.

4)Любовь — это предательство, ложь и лицемерие.

10.В 1920 году Бунин эмигрирует за границу и до самой смерти в 1953 году живёт:

1)в Германии

2)на Цейлоне

3)во Франции

4)в Италии

11. Бунин дебютировал:

1)как поэт

2)как критик

3)как прозаик

4)как драматург

12.Бунин получил Нобелевскую премию в:

1)в 1930г.

2)в 1933г.

3) в 1940г.

4)в 1953г.

13. Бунину была присуждена Нобелевская премия за произведение:

1)«Антоновские яблоки»

2)«Жизнь Арсеньева»

3)«Хорошая жизнь»

4)«Святые горы»

14. Определите жанр произведения А.М.Горького «На дне»:

1)драма

2)комедия

3)трагедия

4)роман

15. Где происходит действие пьесы А.М.Горького «На дне»?

1) в ночлежном доме

2) на заброшенной улице

3) в пещере

4) в полуразваленном здании

16. О чём мечтает Клещ? (А.М.Горький «На дне»).

1) Он мечтает продать старый инструмент и на полученные деньги приобрести новый.

2) Он мечтает продать свой инструмент и на полученные деньги нанять новое жильё.

3) Он мечтает подняться со дна жизни — его все надежды связаны со смертью жены.

4) Он мечтает убить Костылёва и завладеть его имуществом.

17. Кем был Сатин до того, как попал в ночлежку? (А.М.Горький «На дне»).

1) актёром театра

2) шулером

3) картузником

4) телеграфистом

18.Какого героя И.Ф. Анненский охарактеризовал следующими словами (А.М.Горький «На дне»):

«Старик, которого в жизни только мяли, выносит из своих тисков незлобивость и свежесть»?

1) Сатина

2) Луку

3) Костылёва

4) Ваську Пепла

19. Что советует Лука Ваське Пеплу? (А.М.Горький «На дне»).

1) уехать в Сибирь и начать новую жизнь

2) жениться на Василисе

3) убить Костылёва и завладеть его имуществом

4) смириться со своим положением

20. Какой мелодии не слышно в поэме Блока «Двенадцать»?

1) марш

2) танго

3) частушка

4) романс

Вариант II.

1. Узнайте героя по описанию (А.И. Куприн «Гранатовый браслет»).

«…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных Миниатюрах».

1)Анна

2)Вера

3)Женни Рейтер

4) Даша

2. Кому принадлежат слова: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость»? (А.И. Куприн «Гранатовый браслет»).

1)Желткову

2)графине Вере Шеиной

3)генералу Аносову

4)графу Василию Шеину

3. Как называется прием, используемый в приведенном ниже отрывке?

«Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода. Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине — стол, накрытый цветной малороссийской скатертью».

1)интерьер

2)портрет

3)пейзаж

4)деталь

4. Укажите, к какому жанру относится произведение А.И. Куприна «Олеся».

1)рассказ

2)новелла

3)роман

4)повесть

5. Узнайте героя по описанию (А.И. Куприн «Олеся»).

«Прелесть его [лица] заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».

1)Мануйлиха

2)Иван Тимофеевич

3)Олеся

4)Ярмола

6. Как называется художественный приём, основанный на образном определении предметов и явлений:

«Хата была пуста. В ней господствовал тот ПЕЧАЛЬНЫЙ, грязный беспорядок, который всегда остается после поспешного выезда».

1)эпитет

2)метафора

3)олицетворение

4)сравнение

7. Какой художественный прием, основанный на выразительной подробности предмета, использован А.И. Куприным в приведенном отрывке:

«С стеснённым, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг мое внимание привлёк яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов»…

1)деталь

2)интерьер

3)описание

4)синекдоха

8.Укажите главную причину, по которой Олеся рассталась с Иваном Тимофеевичем? (А.И. Куприн «Олеся»).

1)Она не хотела бросать свою бабку.

2)Олеся не могла жить в большом городе.

3)Героиня не хотела делать несчастным любимого человека.

4)Она боялась идти в церковь венчаться.

9.И.А.Бунин родился:

1)в Нижнем Новгороде

2)в Киеве

3)в Воронеже

4)в Таганроге

10.Октябрьскую революцию Бунин встретил откровенно враждебно и уехал из страны. Революционным событиям посвящено произведение:

1)«На край света»

2)«Окаянные дни»

3)«Я всё молчу»

4)«Перевал»

11.Бунин эмигрирует за границу:

1)в 1917г.

2)в 1918г.

3) в 1920г.

4) в 1933г.

12.Бунин вырабатывал стиль, переводя зарубежных писателей. В 1903 году Академия наук присудила ему Пушкинскую премию за сборник «Листопад» и перевод произведений:

1)Гейне

2)Лонгфелло

3)Мицкевича

4)Петрарки

13.Бунин умер:

1)в Париже

2)в Петербурге

3)в Германии

4)в Италии

14.Какое из следующих суждений о создании пьесы неверно?

1) Первоначальные названия пьесы были «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».

2) Каждый из героев пьесы имеет свой прототип.

3) Первоначально Горький задумал написать пьесу о разорившемся помещике — Бароне, оказавшемся на «дне жизни» вместе с другими ночлежниками, однако сюжет вскоре был изменён.

Читайте также:  Какой благоприятный день для стрижки волос для их роста

4) При подготовке спектакля «На дне» в Московском Художественном театре для актёров устроили «экскурсию на дно общества».

15.Кто из следующих лиц НЕ является героем пьесы А.М.Горького «На дне»?

1)Алешка

2)Петька

3)Квашня

4)Василиса

16. Кого пытается использовать Василиса для достижения своей основной цели — убийства мужа и завладения его имуществом? (А.М.Горький «На дне»).

1) Клеща

2) Сатина

3) Актёра

4) Ваську Пепла

17. Кому принадлежат следующие слова (А.М.Горький «На дне»):

«Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уже в ту пору меня звали вор, воров сын…»?

1) Кривому Зобу

2) Ваське Пеплу

3) Клещу

4) Костылёву

18. После разговора с Лукой Актёр произносит следующие слова:

«Снова… сначала… Это — хорошо. Н-да… Снова? Ну… да! Я могу?! Ведь могу, а?»

С чем связано изменение поведения Актёра, считавшего себя погибшим человеком? (А.М.Горький «На дне»).

1) Лука посоветовал ему лечиться в специальной лечебнице, находившейся в каком-то городе, где с радостью принимают и лечат пьяниц.

2) Ему предложили новую роль — он воодушевился.

3) Он нашёл новый смысл своей жизни — любовь.

4) Он решил вырваться из подвала и начать новую жизнь.

19. Дан отрывок из песни, которую пели герои пьесы:

Солнце всходит и заходит,

А в тюрьме моей темно.

Дни и ночи часовые

Стерегут мое окно.

О чём свидетельствует эта песня?

1) Герои мечтают о свободе. Они воспринимают свою жизнь как тюрьму.

2) Герои поют те песни, которым их учили родители.

3) Герои поют песни от скуки.

4) Герои поют эту песню, чтобы забыть своё положение.

20.К какому направлению относится раннее творчество Блока?

1)футуризм

2)акмеизм

3)символизм

4)реализм

Вариант III.

1.Узнайте героя по описанию (А.И. Куприн «Гранатовый браслет»).

«По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах, те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, — черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости».

1) граф Шеин

2) профессор Спешников

3) генерал Аносов

4) полковник Понамарев

2. Кому принадлежат слова: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить»? (А.И. Куприн «Гранатовый браслет»).

1)генералу Аносову

2)графу Шеину

3)Николаю Николаевичу

4)Желткову

3. Как называется приём сопоставления, соотнесения разных предметов, выделенный в приведённом ниже отрывке?

«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнём электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. «ТОЧНО КРОВЬ!» — подумала с неожиданной тревогой Вера».

1)метафора

2)сравнение

3)эпитет

4)оксюморон

4.Какая проблема НЕ поднята в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?

1) разрушающего влияния денег

2)истинной любви

3)самопожертвования ради любви

4) чести

5. Укажите, как называется герой произведения А.И. Куприна «Олеся», от лица которого ведется повествование.

1)автор

2)рассказчик

3)наблюдатель

4)собеседник

6. Как называется приём, используемый в приведенном ниже отрывке?

«Он был в сером пиджачке с огромными рыжими клетками, в узких брючках василькового цвета и в огненно-красном галстуке, с припомаженным пробором посередине головы, весь благоухающий персидской сиренью».

1)интерьер

2)пейзаж

3)ремарка

4)портрет

7. Какое качество отметила Олеся в Иване Тимофеевиче при первой встрече? (А.И. Куприн «Олеся»).

1) слабость характера

2)красивая внешность

3)искренность чувств

4)озлобленность

8.Укажите, какая проблема НЕ поднята автором в произведении. (А.И. Куприн «Олеся»).

1)проблема веры и суеверия

2)проблема противостояния злому и жестокому обществу

3) проблема ревности

4)проблема истинной красоты человека

9.И.А.Бунин родился:

1)в 1870г.

2) в 1880г.

3)в 1890г.

4) в 1900г.

10.И.А.Бунин закончил:

1)Казанский университет

2)Киевский университет

3)Царскосельский Лицей

4)Получил домашнее образование

11.Октябрьскую революцию Бунин:

1)встретил враждебно

2)встретил с восторгом

3)отнёсся к революции безучастно

4)с чувством растерянности

12.Бунин эмигрировал:

1)в Китай

2)в Италию

3)в Америку

4)во Францию

13.За границей Бунин пишет уникальную в русской литературе книгу из 38 новелл о любви:

1)«Тёмные аллеи»

2)«Грамматика любви»

3)«Солнечный удар»

4)«Чистый понедельник»

14. В каком году была написана пьеса М. Горького «На дне»?

1)1899

2)1900

3)1902

4)1906

15. Укажите название места, которое описывает автор в третьем действии пьесы М. Горького «На дне»:

«…засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его — высокий кирпичный брандмауэр. Он закрывает небо. Около него — кусты бузины. Направо — темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни…».

1) «Вихрь»

2) «Кабак»

3) «Пустырь»

4) «Пустошь»

16.Укажите фамилию Актёра «по сцене» (А.М.Горький «На дне»):

1) Сверчков-Задунайский

2) Заволжцев-Задунайский

3) Сверчков-Приморский

4) Сверчков-Заволжский

17. О чём мечтает Настя? (А.М.Горький «На дне»).

1) о написании романа о своей жизни

2) о вечной настоящей любви

3) о богатстве

4) о поездке в Сибирь — подальше от всех

18. К кому обращается Лука со следующими словами (А.М.Горький «На дне»):

«Это ничего! Это — перед смертью… голубка. Ничего, милая! Ты — надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего! Тишина, спокой… лежи себе! Смерть — она всё успокаивает… она для нас ласковая… Помрешь — отдохнешь, говорится… верно это, милая!»?

1) к Анне

2) к Насте

3) к Василисе

4) к Наташе

19. Каков основной спор в пьесе М.Горького «На дне»?

1) спор о человеческих судьбах

2) спор о счастье

3) спор о правде и мечте

4) спор о благополучии

20. Из какого произведения Блока эти строки?

В синем сумраке белое платье

За решёткой мелькает резной.

1) «Незнакомка»

2) «В ресторане»

3)«Девушка пела в церковном хоре…»

4) «Соловьиный сад»

Ключи к тестам.

Вариант I Вариант II Вариант III

1. 1) 1. 2) 1. 3)

2. 4) 2. 3) 2. 4)

3. 2) 3. 1) 3. 2)

4. 1) 4. 4) 4. 1)

5. 3) 5. 3) 5. 2)

6. 4) 6. 1) 6. 4)

7. 3) 7. 1) 7. 1)

8. 3) 8. 3) 8. 3)

9. 1) 9. 3) 9. 1)

10. 3) 10. 2) 10. 4)

11. 1) 11. 3) 11. 1)

12. 2) 12. 2) 12. 4)

13. 2) 13. 1) 13. 1)

14. 1) 14. 3) 14. 3)

15. 1) 15. 2) 15. 3)

16. 3) 16. 4) 16. 4)

17. 4) 17. 2) 17. 2)

18. 2) 18. 1) 18. 1)

19. 1) 19. 1) 19. 3)

20. 2) 20. 3) 20. 4)

Источник