Лепим голову куклы из полимерной глины и вживляем волосы мастер класс
Мой первый мастер-класс! Пошаговый фотосет, как я создавала Элеонорочку и «вживляла» волосы. Часть 1
Ну вот и завершила я свой «проектик», фотографий получилось тьма-тьмущая, надеюсь вас не утомить.
Начну с того, как появился образ. Вообще эти все образы начали атаковывать меня не так давно:) Раньше как-то идеи появлялись примерно со скоросью их воплощения. А тут… И вот буквально как-то ехали мы на машине куда уже не помню, и смотрела я в окно. Глаз остановился на девушке с парнем, ну если можно назвать «остановился» несколько секунд из движещегося окна. Но для моего творческого порыва даже этих секунд было достаточно:) Девушка была рыжей, вроде даже натурально, потому что лицо было очень светлое, с характерным оттенком для натуральных рыжих. И алая помада! Глаза были не накрашены или почти не накрашены. Этот образ не давал мне покоя, и как только я завершила один заказ, принялась воплощать свою идею. Но для начала, на этот раз я взяла листок и ручку и набросала эскиз. Фото не выкладываю, он страшненький:) Но мне нужно было отметить важные составляющие образа, подписать что и где нужно добавить и составить список-алгоритм действий. Впоследствии, я кое-что добавила по ходу дела, но без этого видимо никак, потому что порой кукла сама диктует свой образ.
Вот теперь приступаем к действу!
С чего начинается изготовление куклы. Конечно с её важной основы — каркаса. И вот что нам понадобится: Проволока достаточно гибкая, кусачки и плоскогубцы.
Про позу куклы мы пока не думаем, главное размер и пропорции, а также проследить за тем, чтобы впоследствии не было мешающих выступающих частей каркаса, особенно стоит обратить вниманиие на запястья. Куколка у меня будет совсем маленькая, 20 см общей высотой (и это на каблуках — высоких шпильках.
Дальше переходим к наряду. Я уж так решила, что надену верхнюю часть костюма сразу на каркас, чтобы потом не было проблемы, что кисти рук не проходят в узкий рукав. Возможно, это не вполне удачная идея, тк впоследствии было немного проблематично создавать форму тела, но тем не менее я её применила и она имеет право на существование, как один из способов одевания таких кукол. Замечу, что на статичные куклы-статуэтки просто сшить и одеть одежду не получится, её можно только клеить частями (ну это только мой опыт), а здесь у нас кукла на проволочном каркасе, что позволяет ей гнуться и одеваться.
Я долго думала каких тонов должен быть няряд, который бы подчеркнул и не перебил бледное лицо с яркими губами и волосами. И вот что я придумала: возьмем шифон белого, черного и телесного цвета, а затем затонируем впоследствии его акриловой серебристой краской, чтобы не было слишком контрастно.
Затем я вырезала детали, которые предстояло сшить. С выкройками я заморачиваться не люблю, тк детали такого маленького размера по-моему этого совершенно не требуют. Я использовала выжигатель, чтобы края деталей не мохрились, все-таки они маленькие и подгибку на швы я подразумевала делать не более 3мм.
Затем сшиваем и одеваем на каркас.
И вот теперь можно приступить к лепке. Для начала нужно создать основу для головы. Можно использовать фольгу, а поверх малярный скотч, но для такого маленького размера можно вполне обойтись одним скотчем. И вот тут хочу отметить достоинства малярного скотча: 1)Засчет его цвета он нам не будет мешать, просвечивая сквозь фимо. 2) Отлично держит на себе пластик. 3) Легко принимает форму, можно его замять, можно обрезать.
Итак, голова из скотча:
Теперь берем пластику фимо белого оттенка и резиновую перчатку. Зачем перчатка? Дело в том, что пластик цепляет на себя ворсинки из ниоткуда, и пыль и грязь даже с чистых рук. Поэтому для лепки формы лица, тем более такого светлого необходима перчатка медицинская.
Теперь лепим голову.
затем вырезаем место по линии волос для последующего крепления пластика с волосами:
Теперь можно взяться за самое интересное! Личико… На понадобятся такие инструмены: Резак, два стоматологических прибора, и может быть линейка.
Размечаем черты лица, не забывая, что глаза находятся посередине, а не на лбу:) Для меня это замечание одно время было весьма актуально!
Формируем лицо поэтапно:
Натягиваем воротник на шею:
Проверяем симметричность сверху:
Смотрим, устраивает ли нас вид сбоку:
При дневном свете еще раз хорошенько разглядываем лицо, выглаживаем и получаем:
Переходим к лепке рук. Наматываем немного скотча на руки (на проволоку пластик не закрепится). Я сначала леплю такую «варежку»:
Затем прорабатываю кисти рук:
Запекаем, видим, что пластик приобрел легкий оттенок кожи, такой светлой, как и нужно:
Теперь лепим туфельки, точнее сказать ботильоны на шпильке:)
Вставляем проволочки. Так как проволока не имеет сцепления с пластиком, мы потом укрепим каблуки клеем, после запекания.
формируем носок, подошву так, чтобы кукла могла стоять, а не балансировать.
И тут я решила добавить такую деталь:
Теперь можно их затонировать. Так как на запеченное фимо краски ложатся довольно-таки неествественно, его тонируют по сырому. Для этого можно использовать пастельные мелки, масляные краски и тени. У меня лежит древняя весьма цветная палетка теней, они имеют приятный перламутровый перелив и мне нравится эффект после запека. Отмечу, что после запекания любая тонировка светлеет, это надо учитывать. Например, если вспомнить мою Софию, у нее с помощью таких теней получился очень легкий перламутрово-розоватый оттенок губ, который выглядел очень естественно и аккуратно.
Вобщем я решила добавить в общую гамму наряда слегка голубоватый перелив:
Ну и так как мы уже достали тени, можно заодно смастерить и заколку для Элечки, оттенок которой будет гармонировать с брошкой и туфлями.
Заколка совсем маленькая (но можно и лучше было сделать её еще меньше), поэтому можно использовать такой прием: вместо тонировки по готовой мы берем кусочек пластика и мнем его с тенями. Это исключение из правила, тк добавление теней делает поверхность пластика неспособной примазываться к самому себе.
Я хотела сделать цветок орхидеи, но цветы никогда не лепила, поэтому признаю, он не идеален. И все же пошаговый процесс:
Теперь вылепим маленькую брошку и добавим блесток. Прошу прощения за необработанные фотографии, их просто слишком много. Я занимаюсь своим творчеством в основном на маленькой кухне, и все на углах и где придется, тк места мало, да и сына всегда наровит что-нибудь утащить:) Поэтому в кадр попадает что попало:)
Теперь приклеим на брошку свисающую нить и немного подкрасим цветок синей темперой и золотистым акрилом:
Ну чтож, перед финальным запеканием всего этого нужно еще прикрепить волосы. Напомню, что голова уже запечена, на ней предусмотрено место для волос. Волосы мы будем «вживлять» в сырой пластик. Для этого сначала нужно покрыть часть головы пластиком толщиной около 2 мм. В качаестве волос я выбрала ярко-рыжую вискозу для валяния. Почему вискозу? Её волокна обладают нужной мягкостью, они тонкие соответственно масштабу маленькой куклы и отлично ложатся, держат форму, разделяются на пряди, а еще у этой вискозы легкий блеск, как у настоящих волос. Есть конечно недостаток — если их расчесывать, то висказа сама по себе лезет как шерсть, поэтому такие волосы можно использовать только для декоративных кукол. Причесывать их можно, аккуратно проводя чем-нибудь тонким и острым.
Начинаем с того, что делаем бороздку для вживления посередине.
Вставляет туда пучок волокон и приминаем пластик с одной стороны. Делать это не так уж сложно, главное не вминать волокна куда не нужно и следить за тем, чтобы на волосы не наминался слишком толстый слой пластика, это ни к чему.
Затем аккуратно переворачиваем волосы на бок:
Приминаем с другой стороны и получаем такой хаер! 🙂 Был соблазн оставить так)))
Дальше бороздки делать не нужно, так как расстояние между прядями не должно выделяться.
И важно не заталкивать слишком много волокон, иначе они не задержутся. Прядь должна быть такой по толщине:
Аккуратно прикладываем прядь к уже готовой:
Вминаем прядь по ряду, оставляя пару миллиметров с конца для того, чтобы не выделялось белое расстояние в рядах.
Эти кончики нужно смять с пластиком по ряду:
Затем переворачиваем волосы и приминаем с другого бока:
Аналогично обрабатываем заднюю часть головы и боковые, до тех пор, пока не покроем всю голову:
Теперь переходим к самому важному моменту. Продавливаем тонко по ободку волос.
Вставляем волосы и крайне аккуратно ровно заминаем:
Теперь, когда все волосы находятся на месте, нужно помять голову так, чтобы она стала ровной (Когда вминали волосы на голове неизбежно появлялись бугры). При этом, не нужно бояться, что волосы приклеются к голове не теми частями, это в данный момент нам только на руку.
Затем счищяем со лба тонкий слой пластика, на который прилепились случайные волокна. Это можно сделать только острым резаком:
Внимание! Что счистили ни в коем случае не дергаем, пытаясь убрать. Нужно отрезать маникюрными ножницами, иначе выдерните нужные пряди волос и все испортится.
Мы о чем-то с вами забыли? Ах да, у куклы нет ушей) Сейчас самое время их слепить.
Осматриваем заднюю часть головы, если нужно, ровняем пластик, убираем также лишнее.
Вот как сейчас выглядит наша Эля:
И теперь мы помещаем её в духовку, чтобы основательно и окончательно все запечь:
Вынимаем, проверяем что получилось, осматриваем как держатся волосы. А держатся они вполне нормально!
Займемся телом. Набиваем немного синтепона.
Затем берем ленточку и примытываем её вдоль рук, параллельно закрепляя клеем-гелем:
При этом под ленточку подматываем немножко синтепона. Конечно, способ может и странный, но неплохой.
Пройдя лентой до запястья, вернулись к плечу и закрепили ленту, можно на клей, но кончик лучше подшить.
Делаем вторую руку и наконец расправляем рукава. Нужно было еще до намотки убрать волосы, чтобы не путались. (тоже был соблазн оставить такую прическу!)
Теперь подобным образом наматываем туловище, начиная с доступных мест (недоступные нам и не нужны вовсе, там достаточно просто синетпона), и ноги.
Проверяем устойчивость куклы, вытаскиваем проволочки из подошвы, мажем концы супер-клей-гелем-контактом и вставляем снова.
Теперь ножки можно украсить. Для этого нам понядобятся клей, микробисер двух цветов и пара зубочисток.
Одной зубочисткой наносим полоску клея, второй сдвигаем бисер в нужную полоску.
Я решила слегка добавить перламутра на ботильоны:
Теперь подтягиваем нижнюю рубашку и подшиваем к туловищу:
Теперь нужно подумать о попе:) Я подумала, и поняла, что ей не хватает нижних штаников. Для этого берем тонкую ткань телесного цвета (напомню, что для того чтобы кукла не выглядела топорной, нужно попадать в масштаб, и это касается тканей, волос, и даже бусин (для такой малышки только микробисер)).
С выкройками я как обычно не заморачиваюсь. Может я и не права, и если бы шила по правилам, получилось бы лучше, не знаю честно.
Сначала это элементарные бесформенные шорты:
А теперь берем нитки с люрексом и прошиваем по краю штанин, затягиваем и получаем довольно симпотичные штанишки:
Утягиваем талию, прошиваем и клеим брошь.
Берем все тот же перламутровый акрил и тонируем всю верхнюю часть:
Подклеиваем бисера, линий все равно отпадет, а полосу посередине хорошенько садим на клей.
Чуток тонируем белую часть рукава голубым:
К сожалению, длина топиков ограничена, поэтому продолжение в другом!
Источник
Делаем волосы кукле с Lisa Hamilton Art by Suzanne Hugunin © 2012
1. Эта крохотная игла для бисероплетения. Для удобства я взяла кусок полимерной глины и сделала ручку. Игла очень тонкая и хрупкая (будет удобнее работать, если иглу немного согнуть). Ручка позволяет легче удерживать иглу при работе и игла не теряется, когда вы установите ее в кусок глины.
2. Существуют различные способы вживления волос в глиняную голову куклы, я использую этот способ до запекания, поэтому на заготовку я добавляю тонкий слой свежей глины, которая станет “кожей” головы. Я всегда использую немного жидкого Sculpey, чтобы предотвратить образование воздушных пузырей при добавлении глины. Теперь я плотно заворачиваю голову в пищевую пленку, разглаживаю, чтобы осталось как можно меньше морщинок, так как они, возможно, отпечатаются в глине.
3. Одной рукой я работаю только для того, чтобы показать правильность процесса. Работайте двумя руками. Всегда направляйте иглу по отношению к основанию и обязательно под углом, чтобы попытаться вживить волосы беспорядочно, избегая прямых линий. Это нужно для более естественного вида готовой прически. Если вставлять волосики перпендикулярно “коже” головы, то волосы куклы будут зависать и держаться прямо в воздухе.
4. Игла, который я работаю идеально подходит для этого процесса… Я закрываю все дырочки после вживления волоса. Я просто нажимаю на глину у каждого корня, чтобы обеспечить удержание волос на месте. Это можно делать инструментом, похожим на шило со скругленным концом.
5. Затем я использую ручку шила со скругленным концом для сглаживания головы, следует внимательно следить, чтобы голова не теряла первоначальную форму.
6,7. Я не сильно беспокоюсь, когда при снятии пищевой пленки несколько волосков удалится вместе с пленкой. Просто можно всегда добавить необходимое количество волос, действуя при этом аккуратно и не забывая загладить отверстие от прокола. Но все это делается, когда пленка еще не снята полностью.
8. Ну вот, почти все закончено, всего в нескольких местах нужно добавить всего несколько дополнительных волос, чтобы избавится от редкости волос.
9. Теперь все готово. Нужно обрезать концы волос, чтобы удалить те волосы, которые запутались и на которые попала глина.
10. Волосы подстрижены, настало время, чтобы удалить пленку. Даже если вы аккуратный мастер, удаляйте пленку очень медленно, чтобы не удалить волосы…
11. Как я говорила выше, когда вы снимаете пленку, которой обернута голова, вы можете вытащить некоторые волосы, не волнуйтесь о них, но заканчивайте снимать пленку очень осторожно и сразу исправляйте огрехи…
12. Здесь вы можете увидеть, какие морщины от пищевой пленки могут остаться на заготовке. Нужно разгладить глину прямо сейчас. Если вы попытаетесь исправить это после того, как полиэтиленовая пленка удалена, вы вдавите волосы в глину и испортите всю работу…
13. Используйте ваш удобный инструмент, чтобы сгладить кожу вокруг волос и осторожно отделяйте волосы от полиэтиленовой пленки. Как вы можете видеть, следы после сглаживания могут остаться, поэтому разглаживайте тщательно, чтобы избежать их.
14. Когда вы снимаете пищевую пленку, волосы немного будут тянуться за ней. Вы увидите, что и глина немного поднимается. Прижмите это место вашим инструментом и аккуратно вытягивайте пленку, заглаживая это место сразу, как только оно освободится от пленки. Если вы оставите глину как есть, то после запекания увидите все неровности в волосистой части головы. Поэтому убирайте пленку очень, очень медленно. Это кажется утомительным, но не торопитесь, это того стоит! 🙂
15. Почти готово!
16. Все сделано! Не прижимайте волосы к голове ни в коем случае … Можно подвесить голову вверх дном (за шею) и распылить на волосы немного воды…
17. Волосы влажные, так что они не спалятся в духовке при запекании. Вам не нужно сильно мочить волосы, лишь слегка сбрызнуть:)
18. Отправляем в духовку мою будущую красавицу! 20 сантиметровая голова может может запекаться до 6 часов, чтобы полностью застыть и стоит контролировать каждую минуту запекания!
Все готово! Смочите, подстригите, придайте прическе нужный стиль, который соответствует кукольному образу!
Хорошего дня!
Пожалуйста, свяжитесь со мной для получения информации заказе инструментов.
Lisa Hamilton Art by Suzanne Hugunin © 2012
e-mail: LisaHamiltonArt@aol.com
facebook: LisaHamiltonArtDolls
e-bay: *lisa_hamilton*
Источник
Создаем чудесную куколку из полимерной глины
Наверняка, у каждого ребенка есть любимая, дорогая для сердца игрушка. А многие, вырастая, хранят свои любимые игрушки вместе с теплыми воспоминаниями о таинственной, искрящейся солнцем и радостью стране детства.
А представьте, если такой любимой игрушкой будет сделанная своими руками прекрасная кукла. Всем, кто хочет окунуться в чудесный мир сказок и красоты — прошу за мной!
Для работы нам понадобятся:
1. Запекаемая полимерная глина (самые распространенные для кукольников- Living Doll, FIMO, ProSculpt.
2. Проволока для каркаса (из металла, не поддающегося ржавчине).
3. Фольга (лучше мягкая).
4. Влажные салфетки (без спирта).
5. Инструменты (маникюрные или стоматологические: лопатки, дотсы, всевозможные стеки, при желании можно обойтись подручными вязальными спицами и крючками, иголками и т.д.).
Чтобы сказку сделать былью,
Нужно нам совсем немного,
Только чуточку терпенья,
Знаний щёпоть, настроенья,
Чуть задора — и в дорогу.
Начать лучше всего в наброска либо схематичного изображения тела. Чтобы придерживаться правильных пропорций, очень важно сверять свое творение с желаемым на рисунке. Стилизовать можно как угодно, у куклы может быть по-детски большая голова, чрезмерно маленькие ладошки или стопы для придания пущей трогательности, или наоборот утонченно-вытянутое тело или грациозные длинные ноги. Но если происходит искажение остальных пропорций, эти ошибки очень бросаются в глаза.
Итак, набросок выполенен, переходим к изготовлению каркаса. Для средних и больших кукол, если они статичны, нужен крепкий, прочный каркас. Для этого лучше всего подойдет стальная проволока. Для маленьких фигурок, или для кукол с подвижными конечностями можно взять медную проволоку.
Каркас — очень важная часть изготовления куклы, он определяет пропорции, дает прочность всей конструкции, и поэтому должен быть выполенен тщательно. Проволоку не советуют скручивать, для прочности лучше всего несколько раз оплести её более тонкой проволокой.
Далее наращиваем объем при помощи фольги. Тщательно приглаживаем бугорки, избегаем вмятин и слишком глубоких впадин. Это важно, потому что слой глины должне быть равномерным во избежание трещин и попадания воздуха под нее. В то же время, если слишком тщательно загладить фольгу, глина по ней может гулять, будет трудно нарастить ее.
Каркас готов, сверяем с эскизом, подправляем, если что-то надо подправить, на этом этапе!
Теперь переходим к лепке.
Начинаем с тщательной подготовки поверхности. Лучше всего лепить на стекле или керамической плитке — с них проще всего удалить пыль, они гладкие и не оставят рельефных отпечатков. На запекаемую глину с удовольствием садятся разные пылинки-ворсинки, которые при выглаживании любят углубляться в массу. Может, тоже хотят быть увековеченными в искусстве, но нам этого совсем не надо. Поэтому тщательно вытираем пыль со всего — со стола, с полочек, с рук, с инструментов. Одежду лучше всего надеть не ворсистую, из гладкой ткани. Можно воздух оросить из пульвелизатора, дабы вся пыль опустилась вниз.
Пластику надо очень хорошо размять.
Я начинаю лепить с головы. Для этого беру лепешку глины, раскатанную равномерно, оборачиваю ей голову, разравниваю стыки.
По линии, разделяющей овал лица пополам горизонтально, вдавливаю глазницы. После выравниваю и отправляю на полузапек. Полузапек — это обжиг глины на более низкой температуре, как правило 90-100 градусов в течение 20-40 минут в зависимости от толщины слоя. При этом глина становится достаточно твердой, чтобы без деформации можно было вылепить остальное. В тоже время, впоследствии, полузапеченая глина совершенно не будет отличаться по цвету от последующих слоев.
Очень важно вопреки нетерпению дождаться полного остывания пластики вместе с духовкой, не открывая дверцу ни во время обжига, ни после. Кладу я обжигаемую деталь на фольгу или в стеклянную кастрюлю. Очень нужная вещь — термометр, который измеряет температуру ВНУТРИ духовки. Все плиты разные — в каких-то температура поднимается выше установленной, а потом некоторое время остывает, в других градус внутри выше или ниже. Из-за этого пластик может недопечься или наоборот «поджариться».
Итак, после полного остывания продолжаем работу. Наращиваем лоб и щеки.
Накладываем нос, губы, щечки.
Обратите внимание — на детском личике верхняя губка значительно выдается вперед, переносица у носика почти отсутствует, щечки не вогнутые, а пухлые. Глаза всегда расположены в углублении, они не могут выдаваться вперед надбровной дуги и щек.
Лопаткой приглаживаем стыки, стеком с шариком формируем нос.
Далее с помощью иглы и того же стека «прорисовывем» рот.
Проверяем симметрию на всех этапах со всех сторон.
Исправляем недочеты на каждом этапе лепки.
Небольшие овалы накладываем на глазницы, приглаживаем стыки лопаткой.
С помощью иголки «прорезаем» глаза, формируя нижнее и верхнее веко. Верхнее веко всегода будет выступать относительно нижнего, а глаз имеет форму шара, видимая его часть — полусфера, самая выпуклая точка — в центре глаза.
После с помощью инструмента выглаживаем веко .
В уголках глаз с помощью иглы также можно сделать углубления, это придаст живости взгляду.
После того, как обозначенны основные черты лица, наступает кропотливый процесс проверки симметрии, формирования эмоций и детализации. Когда вся работа завершена, с помощью влажной салфетки тщательно все выглаживаем. Если кукла крупнее, то выгладить все с помощью салфетки не удастся, тогда на помощь приходят инструменты — в труднодоступных местах, на больших участках — шлифовка, о ней чуть ниже.
Затем наносим растертую пастель на щечки, лоб, нос, губы. При запеке пигмент пастели усилится, цвета станут ярче. Некоторые марки пастели и вовсе могут слегка поменять оттенок, поэтому лучше сделать пробный запек на кусочке пластики.
Снова полузапек при 100 градусах. После полного остывания долепливаем затылок и ушки. Пластику лучше всего не размазывать, как глину, а налепливать и вминать. Чтобы сырая пластика «въелась» в полузапеченую и образовала более прочное сцепление, можно оставить необоженную куклу на сутки-двое, спрятав от пыли.
После головы приступаем к телу.
Здесь я увлеклась, гораздо логичнее было вылепить торс и сделать полузапек, а после долепливать руки и ноги, чтобы удобнее было держаться за твердое тело, не деформируя его. Но совмещать фотографирование и лепку оказалось не так просто, где уж тут вписать еще и мыслительный процесс 🙂
После полузапека долепливаем ручки до кисти и выравниваем стопы так, чтобы она стояла. Количество полузапеков может быть любым, лишь бы удобно было долепливать. Хотя после 3-4 полузапеков есть риск, что некоторые участки станут заметно темнее свежих слоев.
Снова выглаживаем салфетками, затем формируем кисти рук. Колбаски-пальчики соединяем с кистью, разравниваем стыки.
У больших кукол для прочности в пальчиках также делают каркас из проволоки. Эта куколка не игровая, к тому же маленькая, при бережном отношении все будет на месте.
Бисерной иголкой прорисовываем ноготки. На завершающем этапе оттеняем кончики пальцев и ладонь пастелью.
После этого отправляем куколку в духовку для полного запека — на 30-40 минут при 130-140 градусах. Важно учитывать, за какое время нагревается сама духовка. Недопеченый пластик будет хрупким, негибким, может крошиться. Перепеченый потемнеет, может даже обгореть. Возможно, тело куколки необходимо будет подшлифовать. Тогда лучше всего это сделать до полного запека. Удобно шлифовать, периодически обмывая фигурку в воде. Здесь важно после контакта с водой как следует просушить пластику (день-два до запека). Начинаем со шкурки покрупнее, заканчиваем самой мелкой. После можно слегка отполировать кусочком кожи или плотной тканью.
На макушке с помощью канцелярского ножа прорезаем пробор. Можно было сделать пробор еще во время лепки.
Теперь наводим красоту. Акварельными карандашами прорисовываем брови и веснушки.
Белки покрываем белой краской, полностью просушиваем. Основным цветом рисуем радужки, здесь я использую акрил. Акварельным карандашом прорисовываю кайму и зрачок. Белой краской ставлю блики. После покрываю лаком для пластики глаза и губы. (на глаза накладываю несколько очень тонких слоев с полной просушкой каждого). Многие советую покрывать обычным лаком для декупажа или лаком для ногтей. Если не хотите испортить изделие, лучше поэкспериментируйте — покройте этим лаком кусочек пластика и оставьте месяца на 2. Если за это время он не пожелтеет, не потрескается или не вступит в реакцию с пластикой, образуя очень липкий верхний слой, тогда он однозначно подходит. Но лучше всего пользоваться специальным лаком, или акриловым лаком на водной основе.