Как называется хохол волос на голове

Что на самом деле означает слово «хохол»

Трактовка понятия «хохол» как синонима слов «малоросс» и «украинец» встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально «хохлом», или попросту «хохолком», называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки.

Фото: WikiWiki

Выглядела она так: голова мужчины полностью выбривалась налысо, только на самой макушке оставалась нетронутой небольшая часть волос. Эту прядь почти не стригли, в результате чего она выглядела как длинный хохолок или чуб.

«Хохол» или «оселедец»?

Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».

Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.

Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.

Происхождение оселедца

В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».

Брили голову и оставляли на макушке длинный чуб казахи, тувинцы, авары, татары и другие кочевники. Иногда для удобства длинную прядь волос заплетали в косичку. Айдар был особым отличительным признаком. Таким же, как национальный костюм, оружие, язык или обычаи народа. У многих кочевников эта прическа была очень распространена. Казаки, часто воевавшие и «общавшиеся» таким образом с татарами и другими кочевниками, просто позаимствовали эту прическу и дали ей свое название — «оселедец».

Значение этой прически для казаков

Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.

Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.

Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.

Источник

«Оселедец»: как появилась знаменитая казачья прическа

Трактовка понятия «хохол» как синонима слов «малоросс» и «украинец» встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально «хохлом», или попросту «хохолком», называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки.

Выглядела она так: голова мужчины полностью выбривалась налысо, только на самой макушке оставалась нетронутой небольшая часть волос. Эту прядь почти не стригли, в результате чего она выглядела как длинный хохолок или чуб.

«Хохол» или «оселедец»?

Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».

Читайте также:  Не один волос не упадет с головы

Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.

Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.

Происхождение оселедца

В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».

Брили голову и оставляли на макушке длинный чуб казахи, тувинцы, авары, татары и другие кочевники. Иногда для удобства длинную прядь волос заплетали в косичку. Айдар был особым отличительным признаком. Таким же, как национальный костюм, оружие, язык или обычаи народа. У многих кочевников эта прическа была очень распространена. Казаки, часто воевавшие и «общавшиеся» таким образом с татарами и другими кочевниками, просто позаимствовали эту прическу и дали ей свое название — «оселедец».

Значение этой прически для казаков

Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.

Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.

Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.

Источник

Добро пожаловать в Еврoпу или «с оселедцем вход воспрещён»

Герб венгерского города Komádi

Оселедец — это прядь волос на выбритой голове, более известное название — чуб. История возникновения оселедца до конца не ясна, но есть самый популярный вариант: удобство (по религиозным соображениям брить голову налысо было нельзя, а так как его носители были частенько в военных походах, волосы содержать в хорошем состоянии было сложно, легко можно было обзавестись вшами, так что чуб — нечто среднее между традициями и суровой реальностью)

Вот так кое кому не повезло в свое время с евроинтеграцией. Вы думаете, что этот герб какое то исключение ? Давайте посмотрим еще …

Дверная ручка в замке Глубока в Южной Богемии представляет собой деталь фамильного герба Шварценбергов. Ворон выклёвывает глаза бедолаге c оселедцем.

Кутна Гора, Богемия. Украшенная статуями терраса перед иезуитским колледжем напоминает Карлов мост (в своё время этот город соперничал с Прагой, как Тверь соперничала с Москвой). Cтатуя Людовика IX Святого в окружении его пленников. Людям с оселедцами опять не повезло.

Варшава, Польша. Памятник Яна III Собесского, спасителя Вены от азиатского нашествия. Обладателю оселедца и на этот раз не повезло. Вместе со своим собратом в чалме он оказался под копытами королевского коня.

Вена, Австрия. Собор св. Стефана. Xороший человек (св. Франциск) попирает ногами поверженного врага рода христианского. Как обычно, человеку с оселедцем не повезло.

Читайте также:  За мытье головы выпадает много волос что делать

Ла-Валетта, остров Мальта. Гробница Николаса Котонера, Великого магистра Ордена мальтийских рыцарей. Семейство Котонеров — аристократия примерно одного уровня со Шварценбергами. И эти старые звери до сего дня никуда не делись из европейской политики (например, один из Котонеров был воспитателем только что отрекшегося испанского короля Хуана-Карлоса I). Бюст великого магистра поддерживают атланты-невольники. Один из товарищей по несчастью — ярко выраженный негроид, второй — обладатель ярко выраженного оселедца. Похоже, людям с оселедцами катастрофически не везло по всей Европе.

Добро пожаловать в Еврoпу или С оселедцем вход воспрещён. Ещё одна деталь декора одного из шварценбергских замков.

Ну и немножко по гербам…

Герб венгерского города Хайдудорог

Герб молдавского города Сороки

Герб Нитрянского края (Словакия)

Герб села Мокрин (Сербия, край Воеводина)

Герб венгерского города Хайдунанаш (Hajdúnánás)

Родовой герб одного из богатейший родов Австрии немецкого происхождения, владевшего в свое время практически всей Южной Чехией, и сыгравшего значительную роль в истории Европы — это герб рода ШВАРЦЕНБЕРГ.

Сербия герб город Кикинда.

Герб сербской общины (населённый пункт) Вршац

У многих наверное этот чуб ассоциируется с казаками, украинцами, запорожцами, но это не полный список. Давайте попробуем разобраться, кто это изображался на гербах и памятниках.

Описание памятника Яну lll Собескому в Варшаве, из оф. источника. «Памятник великому королю-воину, который в сражении под Веной остановил завоевание Центральной Европы Османской империей. Памятник был возведен в 105 годовщину венской битвы, а его торжественное открытие состоялось 14 сентября 1788 года. Автора скульптуры вдохновил барочный памятник королю, находящийся на площади в Виланове. Монумент высотой примерно 4 метра изображает короля на коне в рыцарских доспехах и шлеме с плюмажем, ликующего над побежденными турецкими солдатами. По бокам находятся щиты с надписями на двух языках: по-польски и по-латыни. Они опираются на турецком трофейном оружии. » С середины XIV в. османы стали настоящим кошмаром для Европы. Ужас этот длился несколько столетий, и особенно сильно страдали от турецких нашествий балканские страны и Венгрия. О многовековой борьбе с захватчиками в Сербии, Венгрии, Румынии и других государствах этого региона помнят до сих пор. Об этом свидетельствуют некоторые городские гербы.

Вот, к примеру, герб сербского Мокрина. На нем изображен лев — символ борьбы за православную веру. В одной руке у него сабля, а в другой — отрубленная голова с «оселедцем». По виду она принадлежит украинскому казаку, но двух толкований в данном случае быть не может, потому что сербы воевали именно с турками. Да и в описании этого герба сказано, что лев держит именно голову турка.

Еще один герб (тоже сербский) — символ города Кикинда. На этой эмблеме присутствует рука в рыцарском доспехе, держащая саблю. А на клинок насажена голова с чубом. Это тоже часть тела турка, видимо, павшего от руки храброго граничара, защищавшего от осман границы габсбургской державы. Герб город получил аж в 1774 году, и именно с головой турка. Ведь эту территорию отвоевывали у Османской империи.

Другой пример. Венгерский город Хайдунанаш. Авторы его герба оказались более «кровожадны», чем их сербские коллеги и украсили изображение не одной, а сразу двумя отрубленными головами. У каждой из них по «оселедцу». Носили эти головы все те же турецкие воины.

Чубатую турецкую голову можно встретить и в Чехии. Для этого нужно оказаться в замке Глубока-над-Влтавой. Дверь, ведущую в замок, украшает дверная ручка в виде отрубленной головы (все с тем же «оселедцем»), которую к тому же клюет ворон. Эта дверная ручка вовсе не является плодом чьей-то нездоровой фантазии. Замок принадлежал княжескому роду Шварценбергов, на гербе которых «красовались» три головы при трех воронах. История появления их в дворянской геральдике довольно интересна. В 1598 г. Адольф Шварценберг одержал победу под венгерским городом Дьёром (немецкое название — Раабе). Согласно легенде, после битвы его взору предстала такая картина: на отрубленную голову турка уселся ворон и начал выклевывать ему глаза. Шварценбергу эта сцена врезалась в память и он рассказал о ней Рудольфу II, императору Священной Римской империи. И тот в знак признания заслуг победителя при Дьёре повелел тому поместить эту картинку на свой герб.

Также стоит сказать, что головы с «оселедцами» можно встретить не только в символике Мокрина, Кикинды, Хайдунанаша и на гербе Шварценбергов. Но главное в другом: в том, что несколько веков назад чуб, который мы считаем обязательной принадлежностью украинского казака, воспринимался в Европе совсем иначе: «оселедец» для сербов, венгров и немцев был отличительным знаком турецкого захватчика.

Хотя конечно есть и такое мнение, что в Европе особо не отличали казаков от турок. И были на то причины: ведь, как известно, казаки не только рубились с турками друг против друга, но и плечом к плечу. Зачастую нанимались в войско повоевать да пограбить. После разгрома Сечи часть запорожских казаков ушла к туркам — за Дунай. И как не прискорбно это сознавать большинство этих казаков были наемниками и воевали на стороне турок. Их ненавидели даже больше, чем турок, ибо были они жестоки и безжалостны. Европе было, по большому счёту, все равно, чей там оселедец и чьё «варварское» наречие. У вас другое мнение ?

Читайте также:  Видеть себя с большими волосами на голове в сне

Turkish Costumes:

[источники]

источники

https://wek.ru/dobro-pozhalovat-v-evropu-ili-s-oseledcem-vxod-vospreshhyon

https://politikus.ru/articles/21170-ukraina-dobro-pozhalovat-v-evropu.html

https://kazachata.ru/?article_id=1484

Да, кстати, раз мы уже заговорили об Украине, вспомним, как мы Разоблачали герб древней Украины ?, а так же, Почему Украина не Европа ? и что нам недоговаривают, про сланцевый газ на Украине Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — https://glaz.ru/?p=49542

Источник

Хохол

Синонимы:

Смотреть что такое «Хохол» в других словарях:

  • ХОХОЛ — муж. хохолок, лочек, хохлик, хохлища; чуб, клок шерсти, волос, перьев на голове; взбитые вверх волосы надо лбом, прическа хохлом; клок долгих волос на темени, малорос. оселедец. Хохол бывает у голубя. Курица с хохлом, хохлатая. Белая хохлатая… … Толковый словарь Даля

  • хохол — См … Словарь синонимов

  • ХОХОЛ — 1. ХОХОЛ1, хохла, муж. Торчащий клок волос или перьев (на голове). «И Скалозуб, как свой хохол закрутит, расскажет обморок, прибавит сто прикрас.» Грибоедов. Зачесать волосы хохлом. Курица с хохлом. 2. ХОХОЛ2, хохла, муж. (дорев. разг. шутл.,… … Толковый словарь Ушакова

  • ХОХОЛ — 1. ХОХОЛ1, хохла, муж. Торчащий клок волос или перьев (на голове). «И Скалозуб, как свой хохол закрутит, расскажет обморок, прибавит сто прикрас.» Грибоедов. Зачесать волосы хохлом. Курица с хохлом. 2. ХОХОЛ2, хохла, муж. (дорев. разг. шутл.,… … Толковый словарь Ушакова

  • ХОХОЛ — ХОХОЛ, хохла, муж. Торчащий на голове клок волос, шерсти, перьев. | уменьш. хохолок, лка, муж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • хохол — 1. ХОХОЛ, хла; м. Торчащий клок волос или перьев (на голове). Волосы на макушке торчат хохлом. Пригладить х. ◁ Хохолок, лка; м. Уменьш. ласк. Смешной, трогательный х. Синичка с взъерошенным хохолком. Хохолочек, чка; м. Х. выбился из под шляпки. 2 … Энциклопедический словарь

  • ХОХОЛ — Ивашко Хохол, холоп в Переславском уезде, св. 1491. А. Ф. I, 271. Хохол, помещичий человек. 1495. Писц. I, 546. Меншик Дементиев сын Хохол , крестьянин Вологодского уезда. 1603. А. Ю. 303. Максимка Хохлик Дубровленин, литвин, гонец. 1609. А. И.… … Биографический словарь

  • хохол — род. п. хохла, укр. хохол — то же, блр. хахол, чеш. сhосhоl хохол , слвц. сhосhоl — то же, польск. сhосhoɫ конец снопа, пук , в. луж. khосhоɫ, н. луж. сhосhоɫ макушка, холм, чуб , полаб. сhüсhоl. Возм., это экспрессивное соответствие лтш.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • хохол — (иноск.) малоросс. украинец (намек на прическу) Ср. Хохол не соврет, да и правды не скажет (сам соби на уми). Ср. Хохлацкий (украинский). Ср. Этот мужик гетман твердит хохлацкие поговорки, моя хата с краю, да скажи как там? гоп, когда перескочишь … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • хохол — ХОХОЛ, хохла, м Клок волос, перьев, торчащий на голове; Син.: вихор. На нем [Вышимирском] была форменная куртка с блестящими пуговицами гардеробщик! на голове седой хохол, под подбородком висели длинные морщинистые складки кожи (В. Кав.) … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Украинский футбол: легенды, герои, скандалы в спорах «хохла» и» москаля», Рабинер Игорь Яковлевич, Франков Артем Вадимович. Кто лучше играет в футбол — Москва или Киев, Россия или Украина? По обе стороны границы еще с начала XX века это стало вопросом не только спортивной, но и национальнойсамоидентификации.… Подробнее Купить за 426 руб
  • Украинский футбол: легенды, герои, скандалы в спорах «хохла» и» москаля» . Лобановский, Шевченко, Блохин, Тимощук и другие, Рабинер Игорь. Кто лучше играет в футбол — Москва или Киев, Россия или Украина? По обе стороны границы еще с начала XX века это стало вопросом не только спортивной, но и национальнойсамоидентификации.… Подробнее Купить за 319 руб
  • Украинский футбол. Легенды, герои, скандалы в спорах «хохла» и «москаля», Игорь Рабинер, Артем Франков. Кто лучше играет в футбол — Москва или Киев, Россия или Украина? По обе стороны границы еще с начала XX века это стало вопросом не только спортивной, но и национальнойсамоидентификации.… Подробнее Купить за 281 руб

Другие книги по запросу «Хохол» >>

Источник