Ганг волосы с головы

Символы и атрибуты Шивы. Один из взглядов на реальность

कर्पूरगौरं करुणावतारम् संसारसारं भुजगेन्द्रहारम् ।
सदा वसन्तं हृदयारविन्दे भवं भवानि सहितं नमामि ॥

karpūragauraṁ karuṇāvatāram
saṁsārasāraṁ bhujagendrahāram |
sadāvasantaṁ hṛdayāravinde
bhavaṁ bhavāni sahitaṁ namāmi ||

Белоснежному, как камфора, Воплощению сострадания,
Сущности мироздания, украшенному Царём змей,
Всегда обитающему в лотосе моего сердца —
Бхаве-Шиве вместе с Бхавани-Шакти я поклоняюсь

Мантра созерцания Шивы
Шива-дхьяна-мантра
Перевод с санскрита: Шив Рагини

Шива. Всякий раз, когда мы произносим это имя, ум рисует его образ со всеми деталями и атрибутами, о которых мы узнали из легенд, гимнов или снятых фильмов.

Но знаем ли мы, что означает каждая деталь, какое символическое значение имеет каждый атрибут?

Шива полон противоречий: его имя означает «Благой», «Приносящий счастье», однако же, олицетворяет он боль и разрушение. С одной стороны, Шива является одним из Триады высших божеств, выполняющим свою функцию, функцию завершения Творения посредством разрушения, а с другой стороны — это Высшее сознание, которое пронизывает всё в этом мире. С одной стороны, это аскет, живущий на горе Кайлас, погружённый в медитацию, а с другой — глава семейства, где роль его второй половины выполняет сама Ади-Шакти (Изначальная сила), а его дети — великий воин Картикея и мудрец Ганеша.

Постичь эту силу непросто, потому что Шива воплощает Высшую реальность. Реальность, которая находится за пределами дуальности и которую трудно описать словами и выразить в любых формах. Ничто в человеческом мире не может описать или дать ему характеристику. Шива имеет множество имён и форм, каждая из которых способна выразить один из аспектов этой многогранной и труднопостижимой для нашего ума силы. Мы же через понимание этих символов, форм и звуковых выражений, через практику и осознание разных его аспектов можем постепенно постараться увидеть полную картину той силы, имя которой Шива.

Являясь одним из триады высших богов, Шива имеет много символов, которые присущи только ему и по которым мы сразу его узнаём. Далее рассмотрим некоторые из них.

Месяц в волосах

Шива, Махадев, атрибуты Шивы, месяц в волосах у Шивы

Молодой месяц в волосах Шивы символизирует контроль над временем с точки зрения циклов природы. Растущая и убывающая луна использовалась людьми в древние времена для подсчёта дней и месяцев. Таким образом, Луна соотносится со временем, а Шива, носящий её на голове, является тем, кто не только находится в гармонии с циклами природы, но и свободен от влияния времени, выходя за его пределы. Поэтому Чандрашекхара (‘Тот, чья голова увенчана Луной’) является Властелином времени.

Пепел

Шива, Махадев, атрибуты Шивы, пепел Шива

Тело Шивы покрыто пеплом — священным вибхути. Пепел представляет собой конечный итог всех вещей, высшую форму, за пределами которой нет дальнейших трансформаций. Таким образом, в то время как все вещи этого материального мира преходящи и изменчивы, пепел является неизменной завершённостью всех вещей.

Пепел, который использует Шива, не обычный. Это пепел, взятый с мест кремации. Именно смерть зачастую является лучшим напоминанием о том, что важно в жизни, выступая мерилом ценности наших желаний и намерений. Всё в конце концов превратится в пепел, и Шива, покрывая своё тело пеплом, напоминает о вечности души и временности материальных целей, предлагая правильно расставлять приоритеты.

Спутанные волосы

Шива, Махадев, атрибуты Шивы, спутанные волосы Шивы

Отличительная особенность Шивы — его волосы, которые в гимне Шива-тандава-стотрам, посвящённом Шиве, исполняющему неистовый танец Тандава, поэтически называют «лесом спутанных волос», «волосьями в клок», а в Риг-Веде есть известный гимн (10.136), описывающий «косматых аскетов», которые «оседлали ветер». И действительно, спутанные волосы Шивы соотносят с ветром (Вайю) и с тонкой формой дыхания, которой пронизано всё мироздание. Таким образом, Шива пронизывает всё творение.

Его три спутанных локона на голове символизируют важный принцип йоги — единство физических, умственных и духовных аспектов жизни.

Ганга

Шива, Махадев, атрибуты Шивы, Ганга в волосах Шивы

Самой священной рекой в Индии считается Ганга: о ней написано много историй в Пуранах (древнеиндийских текстах), сложены красивейшие гимны. И согласно легендам, Ганга берёт своё начало и течёт по спутанным волосам Шивы. Именно поэтому можно увидеть на изображениях либо прекрасный лик Ганги в волосах Шивы, либо поток воды, который исходит прямо из макушки его головы.

По легенде, Земля не выдержала бы снисхождения потока Ганги из высших миров, поэтому Шива позволил ей спуститься сначала себе на голову, а затем по его спутанным волосам она потекла к людям. Воды Ганги символизируют чистоту, ясность и прозрачность нашего сознания. Вода принимает любую форму, в которую помещена, что также поясняет, каким гибким и подвижным должно быть наше сознание.

Воды в древних писаниях также являются символом плодородия, достатка и процветания. И связь Шивы с Гангой говорит о том, что он не только несёт разрушение, но и является источником чистоты и процветания мира.

Третий глаз

Shiva, Шива, Махадев, Mahadev, атрибуты Шивы, третий глаз Шивы

В одной из самых древних мантр — МахаМритьюнджае мантре (Великой мантре, побеждающей смерть), записанной в Риг-веде (7.59.12), — к Шиве обращаются как к Трехокому (Триамбакам).

На многих изображениях можно увидеть, что Шива имеет три глаза: его правый глаз символизирует Солнце, левый глаз — Луну, а третий глаз — огонь. Если правый и левый глаза указывают на аспекты его активности в проявленном мире, то третий глаз, в центре лба, символизирует духовное знание и силу. Поэтому он называется глазом мудрости или знания. Как Триамбака (‘имеющий три глаза’), Шива использует свой внутренний глаз для отличения истины от иллюзии и разрушения желаний, которые погружают человека в сансару.

Третий глаз Шивы способен видеть то, что невозможно увидеть обычным зрением. Это способность видеть тонкое, видеть эту реальность в объёме и воспринимать её такой, какая она есть, без искажения.

С точки зрения йоги, когда активирована область межбровья, на физическом плане связанная с шишковидной железой, тогда практик способен видеть сквозь пространство и время, а также качественно изменяется и становится более эффективным его взаимодействие с этим миром.

Змея вокруг шеи

Shiva, Шива, Махадев, атрибуты Шивы, змея на шее Шивы

Часто Шива изображается с обвитой тремя витками змеёй (царём змей Васуки) вокруг его шеи. Трижды обвитая змея символизирует время в трёх формах — прошлое, настоящее и будущее, — а витки означают природу цикличности времени. Творение происходит в циклах и зависит от времени, но сам Шива превосходит время.

Полуприкрытые глаза

Shiva, Шива, Махадев, атрибуты Шивы, прикрытые глаза Шивы

Глаза Шивы изображены не полностью открытыми. Полуприкрытые глаза символизируют продолжающуюся цикличность существования мироздания. Когда Шива полностью открывает глаза, начинается новый цикл творения, а когда он их закрывает, то Вселенная уничтожается до следующей фазы творения. Полуприкрытые глаза показывают, что Творение — это вечный циклический процесс, который не имеет ни конца, ни начала.

Три полосы на лбу (трипунда)

Shiva, Шива, Махадев, трипунда

Три полосы на лбу у Шивы, обычно нанесённые пеплом, называются «трипунда» (tripuṇḍraṃ) и символизируют три гуны — неотъемлемые качества материальной природы, которыми она пронизана и из которых состоит (саттва — гармония, раджас — активность, тамас — инертность).

Читайте также:  Манекен головы с волосами блонд

Также можно найти другой символический смысл, которым наделяют эти полосы, а именно, их ассоциируют с тремя омрачениями, которые необходимо преодолеть, — анавой (эгоизмом), кармой (действием в расчёте на результат) и майей (иллюзией). Справляясь с ними, человек способен трансформировать своё сознание и уверенно двигаться по пути саморазвития.

Трезубец (тришула)

Shiva, Махадев, Шива, Трезубец Шивы

Согласно легендам, свой трезубец Шива использует для борьбы с демонами и силами, которые представляют угрозу Творению.

Копьё Шивы имеет три зубца, и они олицетворяют три фундаментальные силы — волю (иччха-шакти), действие (крия-шакти) и знание (джняна-шакти). И именно при помощи этих трёх сил Шива уничтожает невежество, являющееся причиной всякого зла.

Барабан (дамару)

Shiva, дамару, атрибуты Шивы, Махадев

Барабан, имеющий форму песочных часов, — неотъемлемый атрибут Шивы. Это символ бесконечности. Две части барабана символизируют два совершенно разных состояния существования — проявленное и непроявленное, которые сменяют друг друга, обеспечивая непрерывность существования мироздания.

Дамару как музыкальный инструмент тесно связан со звуком. Он производит изначальный звук, который называют Шабда-брахман, или слог Ом. Танец Шивы непременно сопровождается звуком его барабана, который задаёт ритм и приводит к творению Вселенной. Согласно Шива-пуране, звуки дамару создают космический ритм и влияют на движение энергии во всём Творении.

Помимо этого, согласно Шива-сутре, именно Шива дал людям буквы санскритского алфавита, ударив в барабан 14 раз. Поэтому считается, что звуки дамару дали начало возможности общения посредством речи у людей.

Рудракша

Shiva, Махадев, Шива, рудракша, рудра

Рудракша — это вечнозелёное дерево, которое произрастает от гангских равнин в предгорьях Гималаев до Юго-Восточной Азии, Непала, Индонезии и нескольких других мест за пределами Азии. Слово «рудракша» на санскрите состоит из двух слов: «Рудра» (другое имя Шивы) и «акша» (‘глаза’). Семя рудракши в основном используется в качестве молитвенных бусин для четок, помогая в практиках концентрации. Мудрецы, йоги и преданные Шивы всегда носили рудракшу на протяжении веков.

Согласно одной из легенд, Господь Шива однажды отправился в глубокую медитацию ради благополучия всех существ, и после продолжительной медитации, когда он проснулся, слёзы покатились из его глаз и упали на землю. В результате образовалось семя рудракши, которое впоследствии стало деревом. Также считается, что семя рудракши содержит в себе элементы, использованные при сотворении мира.

Тигриная шкура

Shiva, тигриная шкура Шива, атрибуты Шивы, Махадев

Тигр в древнеиндийских текстах символизирует Шакти — Богиню силы и могущества. Шива в тигриной шкуре олицетворяет не просто обладание этой силой, но и то, что он умеет искусно взаимодействовать с ней. Более того, тигр также является символом скрытой энергии, и в этом случае Шива выступает источником относительной, или потенциальной, энергии, которая течёт во всей Вселенной.

Тигр также олицетворяет один из ядов ума — похоть. Шива, изображённый сидящим на тигриной шкуре, символизирует то, что он одолел этот яд.

Кувшин для воды (камандалу)

Shiva, Шива, кувшин для воды Шивы, атрибуты Шивы

Камандалу является ещё одним из непременных атрибутов Шивы. Это кувшин с водой из высушенной тыквы, в котором содержится нектар бессмертия — амрита. Точно так же, как сорванная тыква с удалёнными

семенами и очищенной кожурой превращается в сосуд с нектаром, так и человеку следует трансформировать свой внутренний мир, избавившись от неведения и эгоизма. И тогда он сможет стать вместилищем знаний, чистоты и совершенства — вот что поясняет нам этот символ.

Ездовое животное

Shiva, Нанди, ездовое животное Шивы, бык Нанди

Ездовое животное Шивы — бык Нанди. Согласно легендам, это его верный проводник, спутник и преданный последователь. Он символизирует, с одной стороны, силу, а с другой — невежество, которое может помочь устранить Шива, даровав мудрость своим преданным.

На санскрите быка называют «вриша», что также означает ‘справедливость’ или ‘добродетель’, и это в полной мере олицетворяет быка Шивы.

Три формы Шивы

  1. Ниргуна— ‘без атрибутов’. В этом состоянии он не имеет имени, формы или атрибутов.
  2. Сагуна— ‘с атрибутами’. В состоянии Сагуна Шива — это вся Вселенная. Его частица присутствует в камне, растении, животном, насекомом, человеке — во всём Творении. В этом состоянии все формы возникают из него, но ни одна форма не может его описать. Он остаётся беспричинной причиной всех причин.
  3. Ниргуна-сагуна: в этом состоянии посредством интеллекта, знаний, чувств, созданных из гун, мы стараемся объяснить Шиву в терминах гун и используя материальные формы, но наше объяснение не может описать его в полной мере, поскольку он находится за пределами мысли, интеллекта и чувств.

Итак, через образы, истории, записанные в древних текстах, гимны и собственную практику мы стараемся определить и осознать для себя ту силу, которая по сути не может быть определена по причине дуальности и ограниченности нашего инструментария. Однако стремление постичь её сильнее этого понимания, и именно это стремление, в совокупности с верой и усилием, ведёт нас по пути саморазвития и трансформации. Ом!

Ганг волосы с головы

Источник

В индуизме это называется Мундан — ритуальное сбривание волос головы.


мудрец

Я заметил, что чем у меня длиннее волосы на голове, тем меньше посторонних Мыслей проникают в мой мозг!

Подумав над этим, я пришел к выводу, что на моих волосах Остаются (в качестве Торсионных Полей) мои же Мысли и тем самым, Создаётся барьер нежелательным мыслям из вне!

Не зря всё таки раньше, почти все носили длинные волосы!

Ом Саи Рам!  

E   Кирилл

Отчасти так и есть. Волосы хранят информацию прошлого, но не только. Традиции, которые оставляют волосы — почитают предков и сохраняют с ними контакт через волосы. Но есть и другая точка зрения.А ты не задумывался, почему в восточной традиции при посвящении в монахи делают подстриг и более не отпускают волосы?

  Правда бывает еще и так. В чем разница?

1) Буддийские монахи бреют голову потому, что они хотят во-всем походить на Будду! (А Будда (бывший царевичем Сиддхаттхой), уходя из дома в поисках пути за пределы смерти, старости и болезней, сбрил бороду и волосы на голове, наверное, чтобы его не узнали его подчинённые! С тех пор все буддийские монахи стали брить голову тоже!)

2) Кстати, волосы дают ещё и физическую силу! (Вспомните, пожалуйста Самсона из Библии! (https://ru.wikipedia.org/wiki/Самсон )) Как я думаю, физическую силу мужчине — дает ему его Безгрешность! (Так как со спермой у мужчин уходит оочень много энергии! Об этом предупреждал ещё и Иисус, говоря Именно мужчинам, что если будете возбуждаться, глядя на женщин, то окажетесь на помойке (геена — помойка около Иерусалима!))

Ом Саи Рам! 

Purusha

 не думаю, что буддисты бреются из-за желания походить на Будду… потому что у Будды не бритая голова…  то есть бритая голова не является его символом…. вначале, да, он состриг волосы, но как и до этого, так и после, его волосы были длинные и уложенные в пучок (что сначала говорило о его знатном происхождении), — сбривая волосы, он отказался от своего царского статуса…. а потом он не стриг волосы — они все больше и больше накапливали энергию его медитаций…

у Будды часто волосы изображаются такими волнистыми завитушками (на статуях в том числе)

вот здесь, например,  хорошо видны завитки-«шишечки», — все они закручиваются вправо, что свидетельствует об особенной энергетике головы Будды

помимо буддистов многие другие духовные течения сопровождают бритьем головы принятие саньясы или отречение от мира состриганием волос (хоть и не полным)… — например, постриг в монахи… или тонзуры римских священников….

Читайте также:  От чего сильно чешется голова и выпадают волосы

или вот еще пример оголенной головы из другой культуры — самый известный из наших современников вайшнавов — Бхактиведанта Свами Прабхупада… и он явно не подражал Кришне!!

известно также, что статусные жрецы-индейцы выбривали тонзуры на макушке, чтобы принимать информацию из Космоса!

на даршанах Свами часто можно было увидеть женщин-индусок с бритыми головами… и дети у них тоже были бритые, — мы сфотографировали некоторых из них

полагаю, что сбривание волос — постриг — это символ отречения от прежней жизни и накопленной в волосах энергии… и «обнуление» своей кармы…. — отказ от эго…. отсечение прошлого

потом,отращивая волосы, духовный последователь или гуру, сохраняет все свои последовательные этапы самосовершенствования в энергинформации, сохраненной в особой структуре волоса (волос имеет чешуйчатую структуру, в которой хорошо сублимируется и сохраняется энергоинформационное поле) — как Христос, например! — или тот же самый Будда, который 6 лет не стриг волосы, и к моменту просветления имел волосы по пояс…

после самореализации волосы состригались, но до определенной длины — достаточной для того, чтобы работать уже не антеннами, улавливающими космическую энергию, а излучателями, посылающими трансцендентные волны окружающему миру…. и нам, — как это делал Свами!! 

Свами имел самые необыкновенные волосы, которые только можно себе представить!! Он Сам говорил, что Его волосы — это лес, в который люди приходят отдохнуть…. и. конечно же, каждый Его волосок, предотвратил в мире не одну катастрофу, — насыщая пространство благостной божественной энергией, способной влиять не только на отдельных людей, но и на глобальные события планетарного и космического уровня

E   Кирилл

 У буддистов бритая голова — символ чистоты помыслов, медитативного ума, пустотной первопричины вещей. У шиваитов волосы на голове — символ отречения от мирского и принятие природы такой, как она есть.  У старообрядцев борода и волосы — связь с Родом. У женщин — символ целомудрия, связь с невидимым миром и женским источником. У воинов волосы — символ одержанных побед. )))

Выбирайте, кому что 

В любом случае, ношение волос — это таинство. А подстриг — серьезный шаг.

Много интересной информации про волосы в разных традициях здесь и тут.

E   Кирилл

В индуизме это называется Мундан — ритуальное сбривание волос головы. Цель ритуала — подношение своего прошлого Любимому Господу и принятие Прибежища в Нем. Таким образом, Господь забирает все, что у вас было до этого и дает новое будущее.

Священное место для мундана у вайшнавов — это Тирупати у Господа Баладжи, у шиваитов — берег реки Ганги.

 

В книгах, посвященных Бабаджи, есть много эпизодов, связанных с мунданом.

 mahaprema

Сам Бабаджи в первые годы появления на нашем плане чаще всего был с обритой головой

или с короткой стрижкой, но в поздние годы носил уже длинные волосы до плеч.

В книге «Путь ученика махаватара Бабаджи» есть такое описание этого ритуала с объяснением его смысла:

 mahaprema

«Бабаджи желал, чтобы все, кто приехали в ашрам на более длительный срок, особенно иностранцы, брили себе голову. Этот обряд называется мундан. Вначале я не считал это важным для себя и не сбривал волосы. Я не был особо привязан к своим волосам, но побаивался палящего экваториального солнца. Но после того как Бабаджи помог мне преодолеть свое самолюбие в совершении пранама, я был готов сделать мундан. Эта процедура происходила на берегу реки. Один старик, которого все называли мундан-баба, брил голову всем, кто его об этом просил. Бабаджи дал ему эту должность, и он ее выполнял бесплатно, но все давали ему по пять или десять рупии. Сидели мы на корточках, и он после молитвы начал меня брить.
Этот первый мундан был для меня особенным, как будто еще одна часть моей жизни уходит навсегда. Он брил очень осторожно своей ржавой опасной бритвой, но все-таки умудрился порезать меня несколько раз. После нескольких мунданов кожа на голове становится жесткой, и тогда он проявлял свое мастерство. В старые времена мундан баба был личным цирюльником для Бабаджи и брил его почти каждый день. Я слышал, что однажды Бабаджи решил, что это возня ему больше не нужна и, проводя рукой по лицу, его борода перестала расти. Чтобы не лишить мундан бабу своего дела, он настаивал, чтобы мы все к нему шли брить голову.

А в первые годы этот обряд своим близким ученикам делал Бабаджи сам.

Мундан — это один из ритуалов посвящения в индуизме. Когда учитель бреет голову своему ученику, это означает этап сближения и принятия его. Когда я согласился сделать мундан, ничего не знал об этом. Это решение произошло спонтанно. интуитивно.
В то утро я пошел на даршан с окровавленным скальпом, и собирался сделать пранам. Как раз передо мной к Бабаджи подошла женщина с подарком в коробке, завязанной веревкой. Бабаджи попросил Гаура Дейви принести ножницы, открыл коробку и рассмотрел подарок. Когда подошла моя очередь, и я сделал пранам, Бабаджи взял меня за бороду, и ловко этими ножницами остриг мне ее с левой стороны. Потом сказал, чтобы я пошел к мундан-бабе и сбрил всю бороду, что я и сделал после даршана.
Мне редко приходилось словами общаться с Бабаджи, так как всякое его действие сопровождалось внутренним озарением или пониманием. Когда он меня взял за бороду и ножницами начал подстригать, в уме всплыла память о монастыре. Это было где-то в Европе… в четырнадцатом веке… Меня постригали в монашеский сан…. Увидев эту сцену перед глазами, я понял, что очень долго нахожусь на пути к Истине, и что Бабаджи разыграл эту сцену, чтобы напомнить мне об этом. Я увидел бесконечно тянущуюся дорогу, и я по ней шагаю из жизни в жизнь, и что эта дорога кончается у ног моего учителя.
У реки мундан-баба сбрил с меня бороду, и я сразу почувствовал удивительную радость, переходящую в эйфорию. Я понял, что этим незаметным для постороннего взгляда жестом с ножницами, он меня принял и посветил в ученики. С этого момента я больше не чувствовал себя чужим или посторонним. Мое отношение к пребыванию в ашраме радикально изменилось.
Мундан очень сильно влияет на внешность. Волосы и забота о них занимает много времени и для женщин и является их основным внешним украшением. Лишаясь своих волос, многие женщины и некоторые мужчины чувствовали потерю своей сексуальной привлекательности. Для безбрачной жизни в ашраме которое было направленно исключительно на духовное развитие, это имело положительный эффект. Я заметил, что в моем отношении с бритоголовыми женщинами отсутствовало обычное половое различие. Я стал видеть их просто как человека, а не как женщину.
Многие замечали, что бритая голова не требует ухода. В примитивных обстоятельствах это облегчает заботу о гигиене и чистоплотности. По словам Бабаджи, мундан избавляет от многих болезней.

Мне кажется, что есть прямая связь между волосами, своим эго и сексуальностью. Когда человек не занимается своей внешностью и не думает о своей сексуальной роли, то много психосоматических заболеваний, которые связаны с низкой самооценкой и потребностью быть желанным кем-то, просто отпадают. Возможно, что волосы имеют отношение к тонким телам, и их отсутствие помогает установить правильный поток энергии от мозга к вселенному разуму.
Индусские женщины почти никогда не брили голову, и Бабаджи не настаивал на том, чтобы они делали мундан. Это в основном было предназначено для мужчин и женщин из западных стран, в которых образ жизни содержит беспорядочные сексуальные энергии и которые легко возбуждаются. Индусские женщины наоборот исключительно чистые, скромные и застенчивые и придерживаются высокой нравственности.

Читайте также:  Чем лечить кожу головы после окраски волос

И еще очень интересный эпизод — из книги «Бабаджи непостижимый»

(особенно понравилась мантра «Хари Хари Бум Бум»)

«Я навсегда запомню эту среду за два дня до отъезда. В глубине души я была рада. что не сделала мундан. Вечером я пришла на Аарти. Карку Ананд подошел ко мне и сказал: «Его святейшество Бабаджи хочет, чтобы ты сделала мундан». Какой это был удар для меня! Что делать? Восемь часов вечера. все магазины закрыты… Поэтому я прямо пошла к Бабаджи и слабым дрожащим голосом спросила Его:
— Бабаджи. ты действительно хочешь, чтобы я сделала мундан?
Он посмотрел на меня своими волшебными глазами и громко сказал:
-Да.
Я сразу же поняла, что должна повиноваться. Поэтому я ответила:
— Я сделаю это во имя Любви Господа Шивы. — и вышла.
Я увидела двух мужчин и спросила у них. куда пойти. чтобы сделать мундан. Они ответили: «Это невозможно, все закрыто». Я настаивала и говорила: «Мне нужно это сделать. Бабаджи хочет, чтобы я это сделала». Поэтому я стала вместе с ними ходить по домам и подняла всю деревню на ноги . За мной ходило человек двадцать, пытаясь помочь мне найти кого-нибудь. В конце концов после долгих поисков мы нашли молодого индийца, который согласился сделать мне мундан. Все эти люди хотели посмотреть, как он будет делать мундан. В комнате, где я ночевала было еще двадцать человек, и моя американская подруга и преданная Бабаджи всех выставила — только священнослужитель из храма Шивы остался в комнате.
После мундана я тут же пошла к Бабаджи. Аарти уже окончилось, оставалось всего четыре человека, чтобы получить Даршан. Бабаджи увидел меня и взглянул на меня с улыбкой и с такой большой любовью.

Когда я совершала Пранам, Он возложил свою Божественную Священную Руку мне на голову и громко сказал: «Хари, Хари, Бум, Бум».

Я была так счастлива, что повиновалась ему, счастье переполняло меня. Итальянская преданная обняла меня, поцеловала и сказала:
«Зиа (тетушка), у тебя такая замечательная голова, как у йога».

Я не заметила, что Бабаджи стоит сзади меня, и я во второй раз удостоилась милости, потому что Он снова возложил свои Божественные Священные Руки на мою голову, говоря: «Хари, Хари, Бум, Бум».
С этого момента Бабаджи дал мне свою Милость и Любовь и 70 % здоровья. Я была больна, когда приехала в Индию. Мои доктора были поражены и не могли понять, что же случилось после этой поездки в Индию. Я вернулась домой почти здоровой. Они были против моей поездки в Индию, потому что я плохо себя чувствовала… Теперь, семь лет спустя, следы моего инфаркта и прочих сердечных кризов мало-помалу исчезают…»

Но у Свами ничего о волосах так и не обнаружила, наврное, потому что то, что

находится внутри черепа важнее того, что растет снаружи. 

Ведь о правильных мыслях Он говорит (условно) несколько тысяч раз, а о волосах — ничего.

Значит, можно не сильно заморачиваться на это счет.

Если бы это было важно, Он бы нам сообщил или лично, или через кого-то.

В йоге и аюрведе большое значение придается чистоте волос,

которые в силу своей гигроскопичности накапливают

отрицательные элементы из внешней среды.

Свами часто говорит о чистоте — как физической (что включает и чистоту волос),

так и духовной. Но ничего о длине.

Когда искала Его высказывания, попала на такую историю, связанную с Его волосами:

Одна преданная, находясь в ашраме, заметила, что в волосах Саи Бабы

немного седины и сказала: «Баба, у тебя седые волосы!»
Сваии оветил: «Хм, правда?», и провел рукой по голове, убрав все следы седины.

С тех пор у Него не было никакой седины.

  Елена Волкова

 Читая про волосы Свами, вспомнила видео, где Он выезжает на Золотой колеснице, а в Его волосах запуталось какое-то счастливое насекомое…

Наверно, кому нужно в этой жизни ходить без волос, Свами об этом позаботится… 
То же и в отношении длинных волос. И все будет об одном — об оставлении мирских привязанностей.
Читала, что раньше Свами принимал неоднократное участие в проведении первой ритуальной стрижки у детей преданных…

А вот что говорил о волосах и их длине апостол Павел: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?»(1 Корф. 11:14,15)

А это информация о волосах Будды и об их значении как реликвии (кстати, в Калмыкии, в буддистском храме, также хранятся волосы Ламы Цонкапы)…
Пагода Чайттийо— место паломничества и знаменитая буддистская святыня в Мьянме. Пагода стоит на огромной округлой каменной глыбе, помещенной на вершине горы. Камень, известный как Золотой камень, прилегает к основанию неплотно и зафиксирован на месте без особых креплений. Как утверждает легенда камень удерживает в таком положении могущественная реликвия — волос Будды, помещённая в пагоду.

  Елена Волкова

Саи Рам

Нашлась история о преданной Свами из Коста-Рики, которая в своем выступлении перед Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой в декабре 2009 года произнесла следующие слова, пережив перед этим необходимость отрезать волосы в связи с лечением:

«Для меня мой образ себя был связан с моими волосами. У меня были очень красивые волосы, и я очень гордилась этим. Я решила остричь свои волосы, пока они были здоровыми и красивыми. Это было полное предание не только моих волос, но также и моего сердца и гордости моему любимому Господу Саи. Я знала, что Он пронесет меня через все, что меня ожидает. Есть организация, которая делает парики из здоровых красивых волос для женщин, проходящих лечение от рака или потерявших свои собственные волосы. Сейчас кто-то носит мои красивые волосы, и я свободна от своего ложного отождествления себя с моими волосами. Свами учит, что я – Атма, а не волосы, или тело, или какие-то материальные вещи…»
(Источник: https://sai.org.ua/ru/6490.html)

Ом Саи Рам!

    Шалом-алейхем!

ignorus

У древних иудеев (танаев и амораев), посвятивший себя Богу, назывался — назорей (назир). Ему запрещалось стричь волосы, но если он «падал», то обязан был остричь голову.



История из моего опыта 

 Кирилл

Первый раз я делал мундан (состригал волосы) в Путтапарти перед праздником Шиваратри около 10 лет назад.

Не удивительно, что на даршан сразу после мундана я попал в первый ряд. Свами подошел ко мне и, приветливо улыбаясь, благословил рукой со словами «Coconuts, coconuts!!!» (кокосы) )) Посмеялся и пошел дальше, одарив бесконечной волной любви, которая заполнила наши сердца.

Кстати, я был не один такой, нас было несколько человек «c мунданом» ))

https://www.sathyasai.ru/forum/topic/10921#entry126720

Источник