Даже волос не упадет с головы человека
Содержание статьи
Толкования Священного Писания
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 29-30 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены
И чтобы тогда, когда будут их умерщвлять и закалать, они не подумали, что терпят все потому, что оставлены Богом, опять начинает речь о Божьем промысле, говоря: не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены. Что, говорит, малозначительнее их? Однако же, и их нельзя уловить без ведения Божия.
Он не то говорит, что падают по содействию Божьему (это недостойно Бога); а только то, что ничего не происходит такого, что бы Ему было неизвестно. Если же Он знает все, что ни происходит, а вас любит сильнее, нежели отец, — любит так, что и волосы ваши у Него исчислены, то вам не должно бояться. Впрочем, сказал это не потому, будто Бог исчисляет волосы, но чтобы показать совершенство ведения Божия и великое попечение о них.
Итак, если Бог и знает все происходящее, и может сохранить вас, и хочет, то каким бы вы ни подвергались страданиям, не думайте, что страдаете потому, что Бог оставил вас. Он не хочет избавить вас от бед, но хочет заставить вас презирать беды, потому что в этом-то и состоит настоящее избавление от бед.
Беседы на Евангелие от Матфея.
Свт. Иларий Пиктавийский
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
Это место связано по смыслу с вышесказанным. Ведь умножатся несчастья тех, кто будет предавать нас, преследовать, вынуждать к бегству, ненавидеть нас за имя Господне, — тех, кто имеет власть только над телами, а не над душами. Итак, они и есть те, кто продает двух малых птиц за ассарий. И то, что продано греху, Христос искупил от клятвы закона. Стало быть, продается тело и душа, и продаются они греху, потому что Христос искупил нас от греха и есть Искупитель души и тела. Итак, те, кто продает двух малых птиц за один ассарий, продают себя малому греху; они были рождены летать и возноситься на духовных крыльях на небо, но, плененные ценностями земных удовольствий и соблазненные блеском мира сего, поступая так, продают себя подобными поступками.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
Прп. Максим Исповедник
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
На что указывает Господь, говоря в Евангелии, что две малые птицы продаются за ассарий
Говорят, что ассарий — это десять нуммов, число десять означает букву йота, а эта буква — первая в имени Господа нашего Иисуса Христа. Следовательно, именем Господа искупается и ветхий, и новый народ, и внутренний, и внешний человек.
Вопросы и затруднения.
Блаж. Иероним Стридонский
Ст. 29-33 Не продаются ли два воробья за [один] асе [мелкую медную монету]; но ни один из них не падает на землю без Отца вашего. А у вас все волосы на голове исчислены. Не бойтесь, вы лучше многих воробьев. Итак всякого, который будет исповедать Меня пред людьми, и Я исповедаю пред лицом Отца Моего, Который на небесах, а того, кто отречется от Меня пред людьми, и Я отрекусь пред лицом Отца Моего, Который на небесах
Речь Господа остается верной себе, и последующее вытекает из вышесказанного, предшествующего. Благоразумный читатель, всегда остерегайся предубежденного толкования, чтобы не со своим смыслом соразмерять Писания, а, наоборот, свой смысл приспосабливать к Писанию и понимать, что следует далее. Выше Он сказал: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить(Мф. 10:28). Теперь Он говорит: Не продаются ли два воробья за асе, но ни один из них не падает на землю без Отца вашего. Смысл слов такой: если малые и имеющие незначительную цену животные не погибают без соизволения Бога и если во всем действует промышление, так что и имеющее погибнуть не погибает без воли Божией; то вы, предназначенные к вечности (qui aeterni estis), не должны бояться, что будете жить без Промысла Божия. Этот смысл выражен и раньше в словах: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6:26) и далее: Посмотрите на полевые лилии, как они растут (Мф. 6:28) и прочее; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (Мф. 6:30) Некоторые под двумя воробьями понимают, — применяя искусственное толкование, — душу и тело. Также и пять воробьев, — в Евангелии от Луки (Лк. 12:6) — которые продаются за два ассария, они относят к пяти внешним чувствам. Но немалое затруднение состоит в том, каким образом такое понимание приспособить ко всему составу (corpori) Евангельского слова: А у вас все волосы на голове исчислены, — итак не бойтесь; вы лучше многих воробьев. Здесь гораздо яснее выражен раньше указанный смысл нашего толкования. Они не должны бояться убивающих тело, но не могущих убить души, потому что, если без ведения Божия не падают даже малые животные, тем более человек, который поддерживается апостольским достоинством. А словами: У вас даже все волосы на голове исчислены — Он показывает неизмеримое промышление Божие о людях и обозначает неизреченную любовь, ибо ничто в нас не скрыто от Бога, и даже незначительные и праздные слова не ускользают от Его ведения. Церковное понимание этого места осмеивают те, которые отрицают воскресение плоти, будто мы утверждаем, что даже все волосы, которые исчислены, но обрезаны брадобреем, будут восстановлены. Но ведь Спаситель не сказал: «Ваши все волосы на голове спасены», но: исчислены; а там, где — число, показывается только знание величины числа, а не сохранение этого числа.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Ст. 29-31 Не две ли малые птицы продаются за один ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц
Чтобы ученики не смущались, как бы оставленные Им, говорит: если и малая птичка не может быть поймана без Моего ведома, то как оставлю вас, которых люблю? Показывая же Свое всеобъемлющее знание и промышление, говорит, что волосы наши сочтены Им. Не думайте, что малые птички ловятся при содействии Бога, но ловля их не неизвестна Ему.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Августин Иппонийский
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
См. Толкование на Пс. 148:8
Ориген
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
Этими словами Он указывает на промысел о всей [твари]. Слово же без показывает не волю, но предведение. Ибо из того, что происходит, одно происходит по изволению, а другое по одобрению и согласию. И здесь в буквальном смысле проявляется тонкость промысла и знание всего случающегося вплоть до мелочей. В духовном же смысле малая птица, которой свойственно возноситься вверх или садиться для отдыха на горы и холмы, то есть выражения Писания, падает на землю, когда [кто-нибудь], ища дольнего, падает на землю, поскольку одержим пороками плоти, предан постыдным страстям (Рим. 1:26) и погубил свободу и честь. Таковым является тот, кто был вознесен словом [Божьим] ввысь, но обратил свои помыслы к земному.
Фрагменты.
Евфимий Зигабен
Не две ли птице ценитеся единому ассарию; и ни едина от них падет на земли без Отца вашего
Ассарий — малая монета. Это уменьшительное слово от асс, малоценность которого вошла в пословицу. Христос говорит здесь вопросительно: не настолько ли дешевы воробьи, что два продаются за один ассарий (т.е. за самую мелкую монету)? И, однако, ни один из них не впадает в сеть без Бога, разумеется, не по содействию Его, а по допущению.
Толкование Евангелия от Матфея.
Лопухин А.П.
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
(Лк. 12:6). Непременно избран пример маленьких, ничтожных птичек вообще (στρουθία), а не воробьев (хотя στρυθίον значит и воробей), и притом не одной, а двух, чтобы еще сильнее показать их малую ценность. У Луки вместо двух — пять, πέντε. Указание, вероятно, имело в виду знакомые всем обычаи продажи птичек на рынке.
Ходячая медная монета в Палестине тогда была ас, древне-латинский ассарий и после греч. άσσάριον. Стоимость аса равнялась первоначально 1/10 динария, а после пунической войны (217 г. до Р. X.) только 1/16 динария. Самой маленькой монетой была прута = 1/8 аса; с нею была тождественна встречающаяся в Новом Завете лепта, составлявшая половину кодранта (Шюрер). Выражение не «упадет» имеет общее значение не погибнет, независимо от причин этой гибели. Поэтому праздно рассуждать о том, гибнет ли птичка потому, что попадается в силок, бывает подстрелена, падает ли она из воздуха или ветвей и проч.
Толковая Библия.
Троицкие листки
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
См. Толкование на Мф. 10:26
Источник
Толкование Евангелия на каждый день года.Четверг 3-й седмицы по Пятидесятнице
Мф., 37 зач., 10, 23-31
Сказал Господь Своим ученикам: когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
«Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой», — говорит Христос. В случае опасности ученики Христовы могут и должны спасаться бегством, когда Бог Своим Промыслом подает им руку помощи. Сохранивший свою жизнь может снова сражаться. Нет ничего бесславного для воинов Христовых в отступлении, при условии, что они не бросают Христово знамя. Им надо выйти из окружения, чтобы продолжить духовную войну. Богу не нужна безрассудная храбрость. Он не одобряет ничем не оправданный риск.
«Вы не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий», — утешает их Господь. То, что они проповедовали о Втором Пришествии Христовом, прекрасно исполнится. И это будет скоро. Время трудов делателей на ниве Божией коротко, а воздаяние бесконечно. Кроме того, это пророчество Спасителя перекликается с другими Его словами. «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как увидят Царство Божие пришедшее в силе» (Лк. 9, 27). Это совершилось буквально на глазах первых христиан. В течение тридцати лет проповедь о Христе распятом и воскресшем обошла мир и достигла столицы мира — Рима. Поистине Царство Божие явилось в силе. Не успели ученики Христовы обойти городов Израилевых, как пришло Царство Божие. По мере того, как они шли с проповедью из города в город, открывались сердца людей Христу и они исповедали Его как Учителя и Господа. В Духе Святом они узнавали Его пришествие.
«Ученик не больше учителя, — говорит Христос, — и слуга не выше господина своего». «Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» Ученики Христовы не должны удивляться, когда их будут чернить самыми гнусными именами. Наступит время, когда слуг сатаны все будут воспринимать как тех, кто сражается против сатаны. А главные враги сатаны, сокрушающие его царство, будут названы его друзьями. То, что произошло со Христом, произойдет и с ними. Быть христианином значит идти крестным путем вслед Христу. Кто хочет быть причастником его славы, должен разделить с Ним и Его страдания. И в этом — самая великая милость и честь для любящих Господа. Таков путь древних и новых мучеников, всех святых, всей Церкви. Быть христианином дорого стоит, но кто сподобляется приобщиться Христову Кресту, узнает и силу Его воскресения.
«Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях». Не бойтесь возвещать истину. Никто не может остановить ее. То, что было сказано сокровенно на ухо, — через века обошло всю землю, преодолело все преграды. И наш Господь дает мужество слова любящим истину.
«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить». Трижды Господь повторяет это слово: «не бойтесь». Мы можем научиться подлинной смелости только у Него. У Христа нет страха. Он знает, что Ему надлежит быть убитым, ибо ненависть Его врагов вздымается над Ним как страшные волны — с самого начала Его проповеди. Но Господь знает цену всему. Для Него земная жизнь мало что значит по сравнению с вечной жизнью, которую Он знает изнутри как Сын Отца Небесного. Есть на свете то, что хуже смерти. И неверность, бесчестие — в этом ряду. Люди могут разрушить жизнь тела. Но они не имеют никакой власти над истинной жизнью, которая совершенно не поддается их контролю.
Мученик — это тот, кто знает это, идя вслед Господу. Гонимые больше гонителей. Предаваемые мукам больше своих палачей. По видимости гонители сильней: у них оружие и жестокая власть. Но только в этом смысле они сильней — зверски, диавольски сильней. Гонимые сильней их внутренней непобедимой силой. Обладать крепкими мускулами — это слишком мало. Быть крепким душой — вот, что имеет значение. Промысел Божий особенным образом бдит над христианами среди страданий. Если ни одна из малых птиц не упадет на землю без воли Отца Небесного — ни тем более ли храним христианин, служитель Христов, чадо Божие? Тот, Кто любит нас, знает нашу жизнь до мельчайших подробностей. Он знает нас лучше, чем мы знаем себя. Он знает, сколько у каждого из нас волос на голове.
Наш Бог, Творец неба и земли, Промыслитель и Искупитель содержит все в деснице Своей. Он никогда не оставит нас, мы будем во веки веков окружены Его заботой. Если дано нам это знать, то чего нам бояться? Все заключается в ответе на этот вопрос.
Источник
Веришь ли, что и волос с головы не упадёт без воли Бога?.. Игумен Никон (Воробьёв)— о страхе и бесстрашии
Игумен Никон (Воробьёв) — священнослужитель, духовный писатель.
Игумен Никон (Воробьёв) — священнослужитель, духовный писатель.
Игумен Никон (Воробьёв) рассказывает, почему нам не стоит бояться.
Не только о человечестве в целом, но и о каждом человеке в отдельности заботится Господь, ежеминутно держит его в Своей руке, защищает его от врагов, вразумляет и через людей, и через книги, и через жизненные обстоятельства.
Если Бог ради человека принёс в жертву самое дорогое, что у него было — Сына Своего, то как может пожалеть он чего-либо, ибо и вся вселенная — ничто перед этой Жертвой. Не жалеет Господь ничего, особенно для тех, кто стремится к Нему, кто старается исполнить Его слово, кто кается о каждом сделанном грехе, как о нарушении Его воли…
Господь радуется о каждом, кто идёт к Нему навстречу, неизмеримо больше, чем мать, которая любит своего ребёнка. Вот почему не стоит бояться будущего. Бог с нами и сегодня и завтра, и всегда…
Не бойтесь ничего. Возложите все Ваши скорби, трудности, недоумения, опасения, обиды на Господа… Он знает, как освободить Вас от них, когда это будет вам полезно.
Бог есть Любовь, а любовь не может попустить зла любимому. Вот почему всё, что случается с человеком, неприятное или радостное, попускается для блага нашего, хотя мы и не всегда способны понять это, а если сказать точнее — почти никогда этого не понимаем.
Что же ты пребываешь в унынии? Где вера твоя? Не обещал ли Господь дать всё необходимое для каждого, кто ищет Царствия Божия и правды Его? Проверь себя, есть ли у тебя это искание, есть ли вера в загробную жизнь, веришь ли учению Господа, что каждый получит воздаяние за гробом по вере и делам своим? Веришь ли словам Господа, что и волос с головы не упадёт без воли Отца Небесного?
Если веришь, что так возлюбил Господь мир, что отдал Сына Своего, отдал на позор и распятие, то ты должен без всякого ропота всецело отдаться в руки Божии и плакать не о потере рабочего места или пенсии, а о том, что на любовь Божию мы отвечаем маловерием, нетерпением и всяким нарушением Его заповедей.
Не сказал ли Сам Господь, что кого Он любит, того и наказывает, и скорбями отрывает от земли, чтобы облегчить тяжесть сердца не только во время Литургии, но и всегда. Неужели нам диктовать Господу, что Он должен с нами делать.
Если же не можем увидеть свои грехи, то впору вдвойне заплакать, ведь это значит, что душа наша настолько ожесточилась и омрачилась, что потеряла здравие очей внутренних. Будем умолять Господа о том, чтобы помог нам увидеть наши прегрешения.
И когда покаянием очистим себя, тогда увидим, что посланные нам скорби — это милость Божья… Поймём, что они нам более нужны, чем всякие земные блага.
Господь не допускает нам искушений и скорбей сверх наших сил. Ты ещё не до крови сражался, да и сражался ли против врага, против своих страстей? Не жил ли как придётся, не оскорблял ли своих ближних, не грубил ли, не празднословил, не гневался и прочее — прочее?
Просмотри на свою жизнь с молитвой, покайся во всём прошлом искренне со слезами, дай обещание Господу приложить все силы на борьбу с грехом, на выполнение Его заповедей, потрудись в этом — и скоро увидишь к себе милость Божию и, может быть, от всей души станешь благодарить Господа за посланные скорби. Смиряйся перед Богом и перед людьми.
Если не будешь ничего этого делать, а станешь грешить и унывать, то хотя бы не ропщи, а терпи посланные скорби и говори то же самое, что сказал благоразумный разбойник, висевший по правую руку от Христа: «Достойное по делам моим приемлю». Не отчаивайся, плачь о грехах своих, о маловерии своём, о неверии в Промысл Божий, и Господь утешит тебя.
Не бойся ничего. Усвой мысль, что во всём мире не происходит ни малейшего движения без ведома и соизволения Божия. Тем более с верующим человеком не происходит ничего — ни доброго, ни злого — без Бога.
Пусть тебя не смущают твои неудачи. Всё суета сует. Чтобы приобрести смирение, а с ним и мир Божий (в душе), надо много потерпеть неудач, падений, неприятностей, оскорблений и прочее — прочее.
Постоянные успехи могут погубить духовного человека, поэтому Промысл Божий вынужден посылать нам всякие испытания, неудачи, скорби, болезни и прочее, чтобы человек познал свою немощь и отдался всецело в руки Божии, а не на себя надеялся.
Поверьте, что в каждый миг Господь хочет Вам дать величайшие блага.
Весь ад… со своими бесами ничего не сделает больше того, что позволит Господь.
Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя
Источник