А у вас и волосы на голове пересчитаны
Содержание статьи
Толкования Священного Писания. Толкования на Мф. 10:29
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 29-30 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены
И чтобы тогда, когда будут их умерщвлять и закалать, они не подумали, что терпят все потому, что оставлены Богом, опять начинает речь о Божьем промысле, говоря: не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены. Что, говорит, малозначительнее их? Однако же, и их нельзя уловить без ведения Божия.
Он не то говорит, что падают по содействию Божьему (это недостойно Бога); а только то, что ничего не происходит такого, что бы Ему было неизвестно. Если же Он знает все, что ни происходит, а вас любит сильнее, нежели отец, – любит так, что и волосы ваши у Него исчислены, то вам не должно бояться. Впрочем, сказал это не потому, будто Бог исчисляет волосы, но чтобы показать совершенство ведения Божия и великое попечение о них.
Итак, если Бог и знает все происходящее, и может сохранить вас, и хочет, то каким бы вы ни подвергались страданиям, не думайте, что страдаете потому, что Бог оставил вас. Он не хочет избавить вас от бед, но хочет заставить вас презирать беды, потому что в этом-то и состоит настоящее избавление от бед.
Беседы на Евангелие от Матфея.
Свт. Иларий Пиктавийский
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
Это место связано по смыслу с вышесказанным. Ведь умножатся несчастья тех, кто будет предавать нас, преследовать, вынуждать к бегству, ненавидеть нас за имя Господне, — тех, кто имеет власть только над телами, а не над душами. Итак, они и есть те, кто продает двух малых птиц за ассарий. И то, что продано греху, Христос искупил от клятвы закона. Стало быть, продается тело и душа, и продаются они греху, потому что Христос искупил нас от греха и есть Искупитель души и тела. Итак, те, кто продает двух малых птиц за один ассарий, продают себя малому греху; они были рождены летать и возноситься на духовных крыльях на небо, но, плененные ценностями земных удовольствий и соблазненные блеском мира сего, поступая так, продают себя подобными поступками.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
Прп. Максим Исповедник
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
На что указывает Господь, говоря в Евангелии, что две малые птицы продаются за ассарий
Говорят, что ассарий — это десять нуммов, число десять означает букву йота, а эта буква — первая в имени Господа нашего Иисуса Христа. Следовательно, именем Господа искупается и ветхий, и новый народ, и внутренний, и внешний человек.
Вопросы и затруднения.
Блаж. Иероним Стридонский
Ст. 29-33 Не продаются ли два воробья за [один] асе [мелкую медную монету]; но ни один из них не падает на землю без Отца вашего. А у вас все волосы на голове исчислены. Не бойтесь, вы лучше многих воробьев. Итак всякого, который будет исповедать Меня пред людьми, и Я исповедаю пред лицом Отца Моего, Который на небесах, а того, кто отречется от Меня пред людьми, и Я отрекусь пред лицом Отца Моего, Который на небесах
Речь Господа остается верной себе, и последующее вытекает из вышесказанного, предшествующего. Благоразумный читатель, всегда остерегайся предубежденного толкования, чтобы не со своим смыслом соразмерять Писания, а, наоборот, свой смысл приспосабливать к Писанию и понимать, что следует далее. Выше Он сказал: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить(Мф. 10:28). Теперь Он говорит: Не продаются ли два воробья за асе, но ни один из них не падает на землю без Отца вашего. Смысл слов такой: если малые и имеющие незначительную цену животные не погибают без соизволения Бога и если во всем действует промышление, так что и имеющее погибнуть не погибает без воли Божией; то вы, предназначенные к вечности (qui aeterni estis), не должны бояться, что будете жить без Промысла Божия. Этот смысл выражен и раньше в словах: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6:26) и далее: Посмотрите на полевые лилии, как они растут (Мф. 6:28) и прочее; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (Мф. 6:30) Некоторые под двумя воробьями понимают, — применяя искусственное толкование, — душу и тело. Также и пять воробьев, — в Евангелии от Луки (Лк. 12:6) — которые продаются за два ассария, они относят к пяти внешним чувствам. Но немалое затруднение состоит в том, каким образом такое понимание приспособить ко всему составу (corpori) Евангельского слова: А у вас все волосы на голове исчислены, — итак не бойтесь; вы лучше многих воробьев. Здесь гораздо яснее выражен раньше указанный смысл нашего толкования. Они не должны бояться убивающих тело, но не могущих убить души, потому что, если без ведения Божия не падают даже малые животные, тем более человек, который поддерживается апостольским достоинством. А словами: У вас даже все волосы на голове исчислены — Он показывает неизмеримое промышление Божие о людях и обозначает неизреченную любовь, ибо ничто в нас не скрыто от Бога, и даже незначительные и праздные слова не ускользают от Его ведения. Церковное понимание этого места осмеивают те, которые отрицают воскресение плоти, будто мы утверждаем, что даже все волосы, которые исчислены, но обрезаны брадобреем, будут восстановлены. Но ведь Спаситель не сказал: «Ваши все волосы на голове спасены», но: исчислены; а там, где — число, показывается только знание величины числа, а не сохранение этого числа.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Ст. 29-31 Не две ли малые птицы продаются за один ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц
Чтобы ученики не смущались, как бы оставленные Им, говорит: если и малая птичка не может быть поймана без Моего ведома, то как оставлю вас, которых люблю? Показывая же Свое всеобъемлющее знание и промышление, говорит, что волосы наши сочтены Им. Не думайте, что малые птички ловятся при содействии Бога, но ловля их не неизвестна Ему.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Августин Иппонийский
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
См. Толкование на Пс. 148:8
Ориген
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
Этими словами Он указывает на промысел о всей [твари]. Слово же без показывает не волю, но предведение. Ибо из того, что происходит, одно происходит по изволению, а другое по одобрению и согласию. И здесь в буквальном смысле проявляется тонкость промысла и знание всего случающегося вплоть до мелочей. В духовном же смысле малая птица, которой свойственно возноситься вверх или садиться для отдыха на горы и холмы, то есть выражения Писания, падает на землю, когда [кто-нибудь], ища дольнего, падает на землю, поскольку одержим пороками плоти, предан постыдным страстям (Рим. 1:26) и погубил свободу и честь. Таковым является тот, кто был вознесен словом [Божьим] ввысь, но обратил свои помыслы к земному.
Фрагменты.
Евфимий Зигабен
Не две ли птице ценитеся единому ассарию; и ни едина от них падет на земли без Отца вашего
Ассарий – малая монета. Это уменьшительное слово от асс, малоценность которого вошла в пословицу. Христос говорит здесь вопросительно: не настолько ли дешевы воробьи, что два продаются за один ассарий (т.е. за самую мелкую монету)? И, однако, ни один из них не впадает в сеть без Бога, разумеется, не по содействию Его, а по допущению.
Толкование Евангелия от Матфея.
Лопухин А.П.
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
(Лк. 12:6). Непременно избран пример маленьких, ничтожных птичек вообще (στρουθία), а не воробьев (хотя στρυθίον значит и воробей), и притом не одной, а двух, чтобы еще сильнее показать их малую ценность. У Луки вместо двух — пять, πέντε. Указание, вероятно, имело в виду знакомые всем обычаи продажи птичек на рынке.
Ходячая медная монета в Палестине тогда была ас, древне-латинский ассарий и после греч. άσσάριον. Стоимость аса равнялась первоначально 1/10 динария, а после пунической войны (217 г. до Р. X.) только 1/16 динария. Самой маленькой монетой была прута = 1/8 аса; с нею была тождественна встречающаяся в Новом Завете лепта, составлявшая половину кодранта (Шюрер). Выражение не “упадет” имеет общее значение не погибнет, независимо от причин этой гибели. Поэтому праздно рассуждать о том, гибнет ли птичка потому, что попадается в силок, бывает подстрелена, падает ли она из воздуха или ветвей и проч.
Толковая Библия.
Троицкие листки
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
См. Толкование на Мф. 10:26
Источник
Матфея 10:30 | Русский синодальный перевод (СНВ)
И, призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
Вот имена двенадцати апостолов: первый – Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей, мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
Симон, кананит, и Иуда Искариот, который и предал Его.
Этих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: «На путь к язычникам не ходите и в город самарийский не входите;
а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева.
Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте – даром получили, даром давайте.
Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои,
ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
В какой бы город или селение ни вошли вы, выведайте, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
а входя в дом, приветствуйте его, говоря: „Мир дому этому“.
И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших.
Истинно говорю вам: отраднее будет земле содомской и гоморрской в день суда, нежели городу тому.
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков. Итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби.
Остерегайтесь же людей; ибо они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас,
и поведут вас к правителям и царям за Меня – для свидетельства перед ними и язычниками.
Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать, ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их.
И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий.
Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего.
Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне.
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего.
У вас же и волосы на голове все сочтены;
не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
Итак, всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным;
а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю – не мир пришел Я принести, но меч,
ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
И враги человеку – домашние его.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня;
и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня.
Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
Кто принимает вас – принимает Меня, а кто принимает Меня – принимает Пославшего Меня.
Кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника.
И кто напоит одного из малых этих только чашей холодной воды во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей».
Источник
Ó âàñ æå è âîëîñû íà ãîëîâå âñå ñî÷òåíû»
«Ó âàñ æå è âîëîñû íà ãîëîâå âñå ñî÷òåíû» (Ìàòô.10:30). Ýòîò ñòèõ ÿâëÿåòñÿ ëîãè÷åñêèì ïðîäîëæåíèåì ïðåäûäóùåãî ñòèõà. Ïîýòîìó åãî è íàäî ðàññìàòðèâàòü â òåñíîé ñâÿçè ñ ïðåäûäóùèì ñòèõîì. À â ïðåäûäóùåì ñòèõå ãîâîðèëîñü, ÷òî áåç Âîëè Áîæüåé äàæå ìàëàÿ ïòèöà, íå óïàäåò íà çåìëþ. Òî åñòü, â ïðåäûäóùåì ñòèõå ðàññêàçûâàëîñü íå òîëüêî î Âñåìîãóùåñòâå Âîëè Áîæüåé, íî è î òîì, ÷òî îíà ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà âñå ñîáûòèÿ ìèðà, êàê íà áîëüøèå, òàê è íà ìàëûå. Èíûìè ñëîâàìè â ýòîì ñòèõå ãîâîðèòñÿ, ÷òî âñ¸ íà ñâåòå ïðîèñõîäèò òîëüêî ïî âîëå Áîæüåé, â òîì ÷èñëå äàæå òàêîå ìàëîçàìåòíîå ñîáûòèå, êàê ïàäåíèå ìàëîé ïòèöû íà çåìëþ.  ðàññìàòðèâàåìîì ñòèõå ïðîäîëæàÿ Ñâîþ ìûñëü è îáðàùàÿñü ê Ñâîèì ó÷åíèêàì, Ñïàñèòåëü èñïîëüçóåò íàðîäíóþ ïîñëîâèöó, èìåþùóþ àëëåãîðè÷åñêîå çíà÷åíèå.
 äðåâíååâðåéñêîì îáùåñòâå áûëî ðàñïðîñòðàíåíî âûðàæåíèå, ñóòü êîòîðîãî ñâîäèëàñü ê òîìó, ÷òî òîëüêî îäíîìó Áîãó èçâåñòíî, ñêîëüêî çâåçä íà íåáå, ñêîëüêî êàïåëü â ìîðå, ñêîëüêî âîëîñ ó ÷åëîâåêà. Ýòà ïîñëîâèöà ïðèìåíÿëàñü äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîêàçàòü âñåçíàíèå è âåçäåñóùíîñòü Áîãà. Ïîòîìó ÷òî îòâåòèòü íà ýòè âîïðîñû ìîã òîëüêî Ãîñïîäü Áîã.
Èñïîëüçóÿ ýòó íàðîäíóþ ïîãîâîðêó, Ñïàñèòåëü â Ñâîåé ðå÷è îáðàùàÿñü ê Ñâîèì ó÷åíèêàì ãîâîðèò èì î òîì, ÷òî îò Âîëè Áîæüåé çàâèñèò íå òîëüêî ïàäåíèå ëþáîé, äàæå ìàëîé ïòèöû íà çåìëþ. Äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîêàçàòü âñåçíàíèå Ãîñïîäà Ñïàñèòåëü ãîâîðèò î òîì, ÷òî âñå âîëîñû ó ó÷åíèêîâ Åãî ïîñ÷èòàíû.
Ó äðåâíèõ åâðååâ ñóùåñòâîâàëà òðàäèöèÿ, ñîãëàñíî êîòîðîé ìóæ÷èíàì ðåêîìåíäîâàëîñü ñáðèâàòü âîëîñû. Îá ýòîì, íàïðèìåð, ãîâîðèò Àïîñòîë Ïàâåë. «Íå ñàìà ëè ïðèðîäà ó÷èò âàñ, ÷òî åñëè ìóæ ðàñòèò âîëîñû, òî ýòî áåñ÷åñòüå äëÿ íåãî» (1Êîð,11:14) Òàêèì îáðàçîì, äëÿ äðåâíååâðåéñêîãî ìóæ÷èíû âîëîñû ñ÷èòàëèñü íåíóæíîé ÷àñòüþ òóàëåòà. Ïîñëå èõ ñáðèâàíèÿ èõ íèêòî íå ïåðåñ÷èòûâàë. Ñïàñèòåëü â Ñâîåé ðå÷è íå ñëó÷àéíî óêàçûâàåò íà âîëîñû ñ ãîëîâû äëÿ òîãî ÷òîáû ÿñíåé è íàãëÿäíåé âûñêàçàòü ó÷åíèêàì Ñâîþ ìûñëü. À ñóòü ýòîé ìûñëè ñîñòîèò â òîì, ÷òî åñëè äàæå â íåíóæíîé ÷àñòè ìóæñêîãî òóàëåòà, êàêîé áûë âîëîñÿíîé ïîêðîâ ó ìóæ÷èíû íà ãîëîâå, âñå âîëîñû ïåðåñ÷èòàíû, òî ýòî óêàçûâàåò íà áåçãðàíè÷íóþ îñâåäîìëåííîñòü è âñåâåäåíèå Áîæüå. À åñëè Áîã îñâåäîìëåí äàæå â êîëè÷åñòâå âîëîñ, òî åñòü â òîì, ÷òî íå íóæíî äðåâíååâðåéñêîìó ìóæ÷èíå, è ÿâëÿåòñÿ äëÿ íåãî âòîðîñòåïåííûì è íè÷òîæíûì, òî êîíå÷íî æå Ãîñïîäü îñâåäîìëåí è â ñàìîì ãëàâíîì, èìåþùåì ìåñòî â æèçíè ëþáîãî ÷åëîâåêà.
Ñëîâî «ñî÷òåíû» Ñïàñèòåëü ïðèìåíèë íå ñëó÷àéíî. Ïîòîìó ÷òî îíî óêàçûâàåò íà òî, ÷òî ñ÷åòó ïîäâåðãàþòñÿ òîëüêî öåííûå âåùè. À êîëü äëÿ Áîãà öåííûìè ÿâëÿþòñÿ äàæå âîëîñû íà ãîëîâå Àïîñòîëîâ, òî áîëåå òîãî äëÿ Íåãî öåííà èõ ñóäüáà è âñå ñîáûòèÿ â èõ æèçíè.
Åñëè â ïðåäûäóùåì ñòèõå Ñïàñèòåëü ãîâîðèò î Âñåìîãóùåñòâå Áîãà è Åãî áåçãðàíè÷íîé Âîëå, êîòîðûå ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ äàæå íà ïàäåíèå ìàëîé ïòèöû, òî â ðàçáèðàåìîì ñòèõå Ñïàñèòåëü ãîâîðèò î Âñåçíàíèè Áîãà, óêàçàâ Àïîñòîëàì íà òî, ÷òî ó íèõ è âîëîñû âñå ïîñ÷èòàíû. Ðå÷ü Ñïàñèòåëÿ î Âñåìîãóùåñòâå Áîãà, ïîêàçàííîì Ìåññèåé íà ïðèìåðå ïòèö, è ðå÷ü Ñïàñèòåëÿ î Âñåçíàíèè Áîæüåì, ïîêàçàííîì Õðèñòîì íà ïðèìåðå êîëè÷åñòâà âîëîñ ó Åãî ó÷åíèêîâ íóæíû Åìó äëÿ îáîáùàþùåãî ôèëîñîôñêîãî âûâîäà. È ýòîò âûâîä Ñïàñèòåëü âûñêàçûâàåò â 31-ì ñòèõå. Ñóòü ýòîãî âûâîäà ñîñòîèò â òîì, ÷òî Áîã ïå÷åòñÿ è çàáîòèòñÿ íà îñíîâå Ñâîåãî Âñåçíàíèÿ îáî âñåì çåìíîì è ñâåðõúåñòåñòâåííîì ìèðå. Íàðÿäó ñ ýòèì Ãîñïîäü Áîã îñîáûì âíèìàíèåì îêðóæàåò ó÷åíèêîâ Õðèñòîâûõ, êîòîðûå, ïî âûðàæåíèþ Ñïàñèòåëÿ «ëó÷øå ìíîãèõ ìàëûõ ïòèö». Òàêóþ çàáîòó ó÷åíèêè Ñïàñèòåëÿ ïîëó÷èëè áëàãîäàðÿ ñâîåìó áåççàâåòíîìó Àïîñòîëüñêîìó ñëóæåíèþ.
Òàêèì îáðàçîì â ðàçáèðàåìîì ñòèõå äëÿ âûñêàçûâàíèÿ Ñâîåé ìûñëè Ñïàñèòåëü ïðèìåíÿåò êîíòðàñò â ñî÷åòàíèè îáðàçîâ ðå÷è. Ýòî ñäåëàíî äëÿ òîãî ÷òîáû ïîêàçàòü ÷òî åñëè Ãîñïîäü Áîã îñâåäîìëåí â íè÷òîæíûõ è ìàëûõ ïðåäìåòàõ ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè òî òåì áîëåå Îí ïðåêðàñíî çíàåò âñ¸ î ãëàâíûõ ïðåäìåòàõ è ñîáûòèÿõ ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè. Ñèìâîëè÷åñêèì âûðàæåíèåì î òîì, ÷òî âîëîñû óæå ïîñ÷èòàíû Ñïàñèòåëü èíîñêàçàòåëüíî ãîâîðèò î òîì, ÷òî äàæå íåçíà÷èòåëüíûå ïðåäìåòû, êàñàþùèåñÿ Àïîñòîëîâ, íàõîäÿòñÿ ïîä áäèòåëüíûì íàáëþäåíèåì Áîæüèì è ïðåäíà÷åðòàíû çàðàíåå, êàê êîëè÷åñòâî âîëîñ íà ãîëîâàõ ó ó÷åíèêîâ Ñïàñèòåëÿ.
Ñëîâà èç ðàçáèðàåìîãî ñòèõà î âîëîñàõ ÿâëÿþòñÿ ïîñëåäíèìè â íàñòàâëåíèè Ñïàñèòåëÿ Àïîñòîëàì ñ óïîòðåáëåíèåì ñëîâîñî÷åòàíèÿ «íå áîéòåñü». Ïðè ïîìîùè ïðåäûäóùèõ ñîâåòîâ î òîì, ÷åãî Àïîñòîëàì íå ñëåäóåò áîÿòüñÿ, Ñïàñèòåëü ðàçâåÿë èõ ïîòàåííûå ñòðàõè. À ñëîâàìè î ñîñ÷èòàííûõ âîëîñàõ Ñïàñèòåëü óêàçàë íà òî, ÷òî Àïîñòîëàì íå ñëåäóåò áîÿòüñÿ íèêàêèõ îïàñíîñòåé. Ïîòîìó ÷òî Ãîñïîäîì Áîãîì ïðåäîïðåäåëåí èõ æèçíåííûé ïóòü, êàê â çíà÷èòåëüíûõ ñîáûòèÿõ, òàê è â ìàëûõ. Ïîýòîìó êîëè÷åñòâî âîëîñ íà èõ ãîëîâå íå òîëüêî ñîñ÷èòàíî, íî è ïðåäîïðåäåëåíî. Òåì ñàìûì Ñïàñèòåëü ñêàçàë î òîì, ÷òî åñëè âîëîñû íà ãîëîâàõ Àïîñòîëîâ ñîñ÷èòàíû, òî è íà âñå îñòàëüíûå ñîáûòèÿ â èõ æèçíè òàêæå ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ Âñåìîãóùàÿ âîëÿ Áîæüÿ, êîòîðàÿ çàùèòèò èõ îò ëþáîé îïàñíîñòè.
Источник
Евангелие от Матфея 10 глава 30 стих — Мф 10:30 — Библия
Толкование на группу стихов: Мф: 10: 29-30
Ничто да не приведет тебя к неверию. Не говори: это произошло случайно, а это встретилось само собою. В том, что существует, нет ничего беспорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного. Не говори: злая случайность или недобрый час. Это слова людей невежественных. «Не две ли птице ценитеся единому ассарию, и ни едина от них падет» без воли Божией? Сколько волос на голове? Ни один из них не забыт. Видишь ли Божие око, как ничто, и самое малое, не избегает Его надзора?
Источник
Беседа на Псалом 32
Толкование на группу стихов: Мф: 10: 29-31
Как ни ничтожна по цене монета ассарий, за которую продаются две малые птицы, но ни одна из таких птиц не упадет на землю без соизволения на то Отца вашего Небесного; вы же, избранники Мои, лучше многих малых птиц; и если Отец ваш Небесный так любит вас, что все волосы ваши у Него сосчитаны, то не бойтесь ничего! Знайте, что вы находитесь под особой охраной Его, и что все, что только случится с вами, случится не иначе, как с Его соизволения.
Источник
Толкование Евангелия. Глава 17
Толкование на группу стихов: Мф: 10: 30-30
А вы настолько ценны, что и все волосы ваши исчислены Богом. Исчисление волос показывает совершенное знание, т.е. что вы весьма хорошо известны Ему, и Он до мелочи знает все, касающееся вас по причине большой близости к вам. Поэтому, если ни один из весьма дешевых воробьев не впадает в сеть без Его попущения, как сказано, то тем более вы, ценные, не будете убиты, если Он не допустит. Итак, не должно бояться.
Толкование на группу стихов: Мф: 10: 30-30
Здесь гораздо яснее выражен раньше указанный смысл нашего толкования. Они не должны бояться убивающих тело, но не могущих убить души, потому что, если без ведения Божия не падают даже малые животные, тем более человек, который поддерживается апостольским достоинством. А словами: У вас даже все волосы на голове исчислены. — Он показывает неизмеримое промышление Божие о людях и обозначает неизреченную любовь, ибо ничто в нас не скрыто от Бога, и даже незначительные и праздные слова не ускользают от Его ведения. Церковное понимание этого места осмеивают те, которые отрицают воскресение плоти, будто мы утверждаем, что даже все волосы, которые исчислены, но обрезаны брадобреем, будут восстановлены. Но ведь Спаситель не сказал: «Ваши все волосы на голове спасены», но: исчислены; а там, где — число, показывается только знание величины числа, а не сохранение этого числа.
Толкование на группу стихов: Мф: 10: 29-31
Этими словами Господь еще ободряет учеников, чтобы они не
боялись своих врагов — указывает им на Промысл Божий, который, во-первых,
хранит и малых птиц и, во вторых, даже волосы на голове человека, и
этим Господь говорит, что люди, враждебные им и их проповеди, ничего не сделают
им без воли Божией, и что Бог имеет особенное попечение о них. Малыя
птицы — малыя по росту и малоценныя по достоинству, вероятно, воробьи и
горлицы. Ассарии — малая римская монета, около половины копейки на наш
счет. Не упадет на землю, т. е. не может быть поймана или не упадет
мертвою. Без воли Отца вашего, т. е. без ведома Божия. У вас и волосы
на голове сочтены, т. е. Господь до мелочи знает все, касающееся вас (Зигаб.).
Источник
Иоанн Бухарев свящ. Толкование на Евангелие от Матфея. М., 1899. Зач. 37. С.97
Толкование на группу стихов: Мф: 10: 30-30
Если же Он знает все, что ни происходит, а вас любит сильнее, нежели отец, — любит так, что и волосы ваши у Него исчислены, то вам не должно бояться. Впрочем сказал это не потому, будто Бог исчисляет волосы, но чтобы показать совершенство ведения Божия и великое попечение о них.
Толкование на группу стихов: Мф: 10: 30-30
Такова заботливость об нас Отца Небесного!
Толкование на группу стихов: Мф: 10: 30-30
ύμών ваш (pi.); эмфатическое положение. καί даже (восходящее), τρίχες nom.pl. от θρίξ волосы, ήριθμημέναι perf.pass.part, от άριθμέω считать. Богосл. pass. Part, использовано как praed. adj.
Толкование на группу стихов: Мф: 10: 29-31
Всеведение Бога и Его любовь к человеку – вот темы двух маленьких притч. Если даже воробей не погибает без Его ведома, то зачем страшиться людям? Ведь они дороже птиц, они созданы по образу и подобию Бога. Если даже количество волос на голове известно Богу, следовательно, если люди страдают или умирают ради Него, это не значит, что Он этого не видит. Он всеведущ, и воля Его непостижима для людей. Даже зло, которое обрушивают на Его посланцев враги, Бог сумеет обратить в благо (28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.Рим. 8:28). За грош – дословно: «за ассарий», это римская медная монетка стоимостью в 1/16 денария (денарий был средней платой за один рабочий день). В те времена воробьи были самой дешевой дичью, продававшейся на рынке, их часто употребляли в пищу бедняки. Здесь, как и в 26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?Мф. 6:26, применен прием «от малого к большему». А у вас и волосы на голове все сочтены –вероятно, пословица (ср. 45 Но народ сказал Саулу: Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь, и волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне. И освободил народ Ионафана, и не умер он.1 Цар. 14:45; 11 Она сказала: помяни, царь, Господа Бога твоего, чтобы не умножились мстители за кровь и не погубили сына моего. И сказал царь: жив Господь! не падет и волос сына твоего на землю.2 Цар. 14:11; 18 но и волос с головы вашей не пропадет, -Лк. 21:18; 34 Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы.Деян. 27:34).
Источник
Кузнецова В. Н. Евангелие от Матфея. Комментарий. М.: 2002. С. 225-226
Толкование на группу стихов: Мф: 10: 28-31
Наконец Он ободрял их напоминанием о том, что Он Сам претерпевал и с каким противодействием встречался. Пусть они ее боятся. Бог, который печется даже о малых птичках при падении их на землю, которым сочтены даже самые волосы их, Бог, который содержит в руке своей судьбы не просто жизни и смерти, но вечной жизни и вечной смерти, и которого поэтому должно бояться больше чем волков земли, – пребывает с ними; Он признает тех, кого признал Сын Его, и отвергнет тех, кого Он отверг.
Источник
Александр Павлович Лопухин. Руководство к Библейской истории Нового Завета. – СПб.: Тузов, 1889. С. 110-111
Толкование на группу стихов: Мф: 10: 30-30
«Если же Он знает всё происходящее и может сохранить вас, и хочет, — говорит св. Златоуст, — то каким бы вы не подвергались страданиям, не думайте, что страждете, потому что Бог оставил вас. Он не хочет избавить вас от бед, но хочет заставить вас презирать беды. Это-то и составляет собственно избавление от бед.»
Толкование на группу стихов: Мф: 10: 30-30
«И волосы — сочтены»: «сказал сие не потому, будто Бог исчисляет волосы, но дабы, показать совершенное ведение Божие» (Злат.). «Вы так ценны, что и все ваши волосы исчислены Богом, и Он до мелочи знает все, касающееся вас» (Евф. Зиг.). Итак, если Бог имеет попечение и о малых птицах и даже о волосах на голове, то не тем ли большее попечениие имеет Он о вас, проповедниках Евангелия, споспешествователях спасению людей?
Толкование на группу стихов: Мф: 10: 30-30
И волосы на голове у вас сочтены, братья, а тем более — дни жизни! Итак, не бойтесь, что умрете прежде определенного срока, и не надейтесь, что так или иначе продлите свою жизнь хотя бы на один день без воли Того, Кто исчисляет и измеряет. Сознание этого да научит вас кротости и страху Божию. И волосы на голове у вас сочтены, а тем более — ваши страдания на земле!
Итак, не бойтесь, что пострадаете сверх меры. Еще меньше опасайтесь, что ваши скорби останутся забытыми и незачтенными Тем, Кто видит всё. Осознание всего этого да научит вас терпению и доверию к Творцу вашему и Промыслителю. И волосы на голове у вас сочтены, а тем более — ваши друзья и враги на земле!
Итак, не бойтесь, что окажется у вас слишком много друзей или врагов; не тревожьтесь о том, что ваши враги одолеют вас, и не надейтесь на то, что ваши друзья вас защитят. Старайтесь лишь иметь Бога своим другом — и ничего не страшитесь. Ибо вот — Он единственный ваш друг, любящий вас неослабно.
О Господи благий, Промыслителю мудрый, ведущий всему число, меру и время, отгони от нас всякий страх, кроме страха перед Тобою. Дабы через этот страх взошли мы к чистой и святой любви к Тебе, Творцу и Благодетелю нашему. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Источник
«Охридский пролог» святителя Николая Сербского: 4 февраля (22 января)
Толкование на группу стихов: Мф: 10: 30-31
Господь призывает верующих в Него не переживать о бедствиях настоящих и тем более не беспокоиться о будущих. Ибо без Его благой воли, имеющей своей целью только пользу человека, ничего не может произойти. Святой Исаак Сирин писал: «Господь не позволяет, чтобы к твари Его приближалась власть демонов и людей и исполняла на ней волю свою» (Слова подвижнические. Слово 31); «Он ничего не делает ради возмездия, но взирает на пользу, которая должна произойти от Его действий» (О божественных тайнах и о духовной жизни. Беседа 39. 5).
Вера этому слову Христа — великая помощь всем верующим.
Источник
А.И. Осипов. Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея. М.: 2019. — С. 122
Толкование на группу стихов: Мф: 10: 27-33
Заповедуя мужественно и бесстрашно проповедовать Евангелие, Иисус Христос увещевал их страх пред людьми побеждать страхом Божиим и в опасностях ободрял надеждою на Промысл Божий: еже глаголю вам во тме, рцыте во свете, и еже во уши слышите, проповедите на кровех, – открыто, всенародно, – и не убойтеся от убивающих тело, и потом не могущих лишше что сотворити – души убити. Сказую же вам, кого убойтеся: – убойтеся же паче Имущаго власть по убиении – душу и тело погубити, – воврещи в дебрь огненную, ей, глаголю вам, Того убойтеся. Не две ли птицы ценятся единым ассарием? – и ни едина от них несть забвена пред Богом, – и падет на землю без Отца вашего; вам же и власи главнии вси изочтены суть. Не yбойтеся убо: мнозех птиц лучше есте вы. Подвиг апостольства, подвиг проповеди есть великий подвиг, прославляемый на небе: всяк, иже исповесть Мя пред человеки исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех, а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех.
Источник
Матвеевский, П. А., протоиерей. Евангельская история. В трех книгах. Книга вторая, испр. и доп. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее./ Матвеевский Павел Алексеевич. — М.: Сибирская Благозвонница, 2010. -255, [1] с — С. 114-115
Толкование на группу стихов: Мф: 10: 30-30
(7 А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.Лк. 12:7).
У Луки 18 но и волос с головы вашей не пропадет, -Лк. 21:18: «но и волос с головы вашей не пропадет». Образное и пластическое выражение. Иначе сказать: даже и волосы на голове вашей, как ни малоценны сами по себе, находятся, однако вот, на счету, ни один из них не пропадет без ведома и воли Божиих.
Толкование на группу стихов: Мф: 10: 30-30
У ВАС ЖЕ И ВОЛОСЫ НА ГОЛОВЕ ВСЕ СОЧТЕНЫ.«Если же Он знает все происходящее и может сохранить вас, и хочет, – говорит святитель Златоуст, – то каким бы вы ни подвергались страданиям, не думайте, что страждете потому, что Бог оставил вас. Он не хочет избавить вас от бед, но хочет заставить вас презирать беды. Это-то и составляет, собственно, избавление от бед».
Толкование на группу стихов: Мф: 10: 30-30
Показывая же Свое всеобъемлющее знание и промышление, говорит, что волосы наши сочтены Им.
Источник